Найти тему
НУАР-NOIR

Куда вас умчит ночной поезд?

-2

Фильм «Ночной поезд до Лиссабона» (2013) можно посмотреть просто так, без учета контекстов, он всё равно произведет благоприятное впечатление хотя бы по причине хорошего актерского состава. Но лучше всё-таки познакомиться с этой лентой со знанием небольших «хитростей».

Начнем с того, что её нельзя воспринимать в качестве сугубо «исторического свидетельства». Кинокартина создавалась как драматическая импровизация, а потому неточностей в её сюжете – предостаточно. Начиная с того, что португальцы всегда очень скептически относились к курению, полагая это пагубной «английской привычкой» (британцев они недолюбливают со времени колониального противостояния), заканчивая умеренным отношением к правлению Салазара.

«Корпоративное государство», созданное этим авторитарным правителем, категорически отличалось от всех прочих европейских диктатур. А сами португальцы негласно благодарят Небеса за то, что удалось избежать втягивания во Вторую мировую войну, хотя и ценой утраты неких либеральных свобод.

Фильм повествует о внутренней и внешней ограниченности жизни, это попытка их соотнести. Далеко не случайно в фильме использованы две мощнейшие метафоры, относящиеся как раз к жизни человека: поезд и книга. И речь идет о жизни профессора, который читает книгу, оказавшись именно в поезде.

Того блистательно сыграл Джереми Айронс. Профессор Раймонд Григориус отнюдь не случайно преподает историю в одном из швейцарских колледжей, в стране, где, казалось бы, ничего не происходит. А потому в нём внезапно просыпается спонтанная тяга к перемене мест. Нужен лишь толчок, импульс, приводящий в движение «пласты души».

Таковым событием стала попытка неизвестной девушки сброситься с моста. Незнакомка оставила профессору «в наследство» плащ и книгу, хранимую в кармане. Намереваясь вернуть эти вещи, профессор предпринимает нечто вроде собственного расследования.

Именно по этой причине фильм очень напоминает искусствоведческий триллер («Тайна Антуана Ватто», «Фламандская доска» и т.д.). В этом нет ничего удивительного, ибо лента возникала под впечатлением одного из подобных триллеров - «Слова» (2012).

Если вы знакомы с теорией сюжетов мрачного и криминального кино, то предмет, погружающий в тайны прошлого, заставляя разгадывать некую загадку ушедших десятилетий, не является редкостью. Задолго до скандинавской «Девушки с татуировкой дракона» был советский фильм «Две строчки мелким шрифтом».

А также имелся эпизод «Обри» второго сезона «Секретных материалов», который в известной степени перекликается с более поздним американским триллером «Мальчик в коробке» (2009). В итоге интригующий и даже пугающий рассказ строится на раскрытии через определенный «старый предмет».

Кадр из фильм «Ночной поезд до Лиссабона» (2013)
Кадр из фильм «Ночной поезд до Лиссабона» (2013)

И именно предпринятое профессором дознание, хотя и не выявило каких-то «страшных тайн прошлого» (бывают триллеры и без криминала), но позволило ему пересмотреть свою жизнь и вырваться из пут «внутренней диктатуры», а потому для уравновешенности сюжетной конструкции требовались отсылки к «диктатуре внешней».