Святитель Феофан Затворник 2 февраля (по старому стилю; по новому - 15 февраля) 1861 года, в день праздника Сретения Господня, произнес краткую и удивительную проповедь.
Что в ней удивительного?
Святитель Феофан «нарисовал» картину Сретения Господня.
"Какую умилительную картину представляет нам Сретение Господне!
Глубокий старец Симеон, держащий на руках младенца Бога, по ту и другую сторону его — Иосиф Праведный и Пресвятая Дева Богородица; невдали — Анна Пророчица восьмидесятичетырехлетняя постница и молитвенница. Очи всех устремлены на Спасителя. В Нем исчезают они вниманием и из Него пьют духовную сладость, питающую души их. Можете судить, как велико было блаженство сих душ!…"
(Свят.Феофан Затворник, "Слово на Сретение Господне", 2 февраля 1861 года)
Красивая картина?
Что заметил святитель Феофан?
Святитель говорит, что Сретение (слово, означающее на церковнославянском – «встреча», на сербском – «радость») это встреча двух миров – Ветхого и Нового заветов. Новый завет (с Богом) приходит в мир.
Святитель замечает важную вещь:
«Мы все призваны не к мысленному только представлению сего блаженства, а к действительному его вкушению, потому что все призваны иметь и носить в себе Господа и исчезать в Нем всеми силами своего духа». (там же)
Надо вкушать это блаженство встречи с Богом, жизни с Богом. Эта иная, по качеству, жизнь. Когда в сердце Бог и жизнь на волне Божьей – то все происходит, идет и случается, так как надо.
Важная особенность святителя Феофана.
Святитель Феофан велик и известен своей методичностью. Не ошибусь, если назову его святым методологом и технологом. И он был бы не он, если бы сказав, к какой цели надо прийти, не указал способы и последовательность действий для достижения цели..
И святитель Феофан сказал об этом: лаконично и действенно, как и обычно.
Три вещи, которые надо сделать, чтобы вкушать блаженство.
1. Прежде всего покайтесь.
Помните, что в духовной жизни без покаяния ничего сделать нельзя. Чего бы кто ни искал, начало всему да будет покаяние. Как без фундамента нельзя строить дома и как, не очистивши поля, нельзя ни сеять на нем, ни садить, так без покаяния ничего нельзя предпринимать в духовных наших исканиях, что б вы ни сделали без него, все — всуе.
Покайтесь, значит оплачьте все небогоугодное в себе и своих действиях и решитесь на богоугодное.
2. Ревнуй об исполнении заповедей Божьих
Устройте для себя такой род жизни и поведения, чтобы на каждом у вас шагу или при каждом движении был как бы преднаписываем в вашем внимании Господь и Спаситель наш.
Чтобы так устроить свою жизнь, надо сделать три вещи:
А) Все, что ни делаете, вы будете делать во славу Господа и Спасителя, делать ради Христа.
Не делите дела перед Богом на большие и малые, важные и неважные. Все, что делаете, все делайте с Богом
Б) В порядок своих дел среди дня вставьте молитвы. Самые разные, но полезные и сильные для Вашей души.
В) Находите возможность почитать о Христе, подумать о Нем, подумать о спасении.
3. Устремись к Богу сердцем, умом и поступками
Два, выше названных пункта, являются вспомогательными, подготовительными.
Главное же дело, это чтобы во всех этих делах «должно качествовать устремление всех желаний нашей души единственно к Господу».
«Когда возникнут в нас сии расположения, это будет значить, что дух наш весь своим сознанием и своим настроением изшел в Сретение ко Господу.
И как Господь везде есть и Сам ищет сретиться с духом нашим, то взаимное их Сретение после сего устрояется само собою. С тех пор дух наш начнет вкушать блаженство Симеона Праведного, то есть начнет носить в объятиях своих сил и стремлений Господа, Который есть полное их насыщение и удовлетворение. Это то, что называют вкушением Господа, покоем в Нем, умным Богу предстоянием, хождением пред Господом, непрестанною молитвою" (там же).
Послесловие.
Святитель Феофан пожелал всем вкушать радость Сретения Господня в своей жизни.
Для тех, кому сказанное им выше показалось трудным или неисполнимым, святитель добавил кратко самую суть:
« Покайся; затем, ревнуя об исполнении всякой заповеди Божией, ходи неотступно пред Господом, устремляясь к Нему всем вниманием ума, всеми чувствами сердца, всеми желаниями воли. Устроившись так, скоро сретишь Господа. Он внидет в тебя и упокоится в тебе, как на объятиях Симеона Праведного».
Тогда, заключает святитель:
«Возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас» (Ин.16:22), ни в сей век, ни в будущий.
Удивительно, как просто, легко и понятно, святитель все показал.
Чтобы Сретенье была не внешним, формальным праздником, внеличным, а внутренней личностной радостью лучшей по качеству жизни, с Богом.