Найти в Дзене
Игорь Орлов

Как вкушать блаженство Сретения Господня? Отвечает святитель Феофан Затворник

Оглавление
Святитель Феофан Затворник
Святитель Феофан Затворник

Святитель Феофан Затворник 2 февраля (по старому стилю; по новому - 15 февраля) 1861 года, в день праздника Сретения Господня, произнес краткую и удивительную проповедь.

Что в ней удивительного?

Святитель Феофан «нарисовал» картину Сретения Господня.

"Какую умилительную картину представляет нам Сретение Господне!
Глубокий старец Симеон, держащий на руках младенца Бога, по ту и другую сторону его — Иосиф Праведный и Пресвятая Дева Богородица; невдали — Анна Пророчица восьмидесятичетырехлетняя постница и молитвенница. Очи всех устремлены на Спасителя. В Нем исчезают они вниманием и из Него пьют духовную сладость, питающую души их. Можете судить, как велико было блаженство сих душ!…"
(Свят.Феофан Затворник, "Слово на Сретение Господне", 2 февраля 1861 года)

Красивая картина?

Сретение Господне
Сретение Господне

Что заметил святитель Феофан?

Святитель говорит, что Сретение (слово, означающее на церковнославянском – «встреча», на сербском – «радость») это встреча двух миров – Ветхого и Нового заветов. Новый завет (с Богом) приходит в мир.

Святитель замечает важную вещь:

«Мы все призваны не к мысленному только представлению сего блаженства, а к действительному его вкушению, потому что все призваны иметь и носить в себе Господа и исчезать в Нем всеми силами своего духа». (там же)

Надо вкушать это блаженство встречи с Богом, жизни с Богом. Эта иная, по качеству, жизнь. Когда в сердце Бог и жизнь на волне Божьей – то все происходит, идет и случается, так как надо.

Важная особенность святителя Феофана.

Святитель Феофан велик и известен своей методичностью. Не ошибусь, если назову его святым методологом и технологом. И он был бы не он, если бы сказав, к какой цели надо прийти, не указал способы и последовательность действий для достижения цели..

И святитель Феофан сказал об этом: лаконично и действенно, как и обычно.

Три вещи, которые надо сделать, чтобы вкушать блаженство.

1. Прежде всего покайтесь.

Помните, что в духовной жизни без покаяния ничего сделать нельзя. Чего бы кто ни искал, начало всему да будет покаяние. Как без фундамента нельзя строить дома и как, не очистивши поля, нельзя ни сеять на нем, ни садить, так без покаяния ничего нельзя предпринимать в духовных наших исканиях, что б вы ни сделали без него, все — всуе.

Покайтесь, значит оплачьте все небогоугодное в себе и своих действиях и решитесь на богоугодное.

Покаяние (осознать и оплакать не богоугодное, решиться на богоугодное)
Покаяние (осознать и оплакать не богоугодное, решиться на богоугодное)

2. Ревнуй об исполнении заповедей Божьих

Устройте для себя такой род жизни и поведения, чтобы на каждом у вас шагу или при каждом движении был как бы преднаписываем в вашем внимании Господь и Спаситель наш.

Чтобы так устроить свою жизнь, надо сделать три вещи:

А) Все, что ни делаете, вы будете делать во славу Господа и Спасителя, делать ради Христа.

Не делите дела перед Богом на большие и малые, важные и неважные. Все, что делаете, все делайте с Богом

Б) В порядок своих дел среди дня вставьте молитвы. Самые разные, но полезные и сильные для Вашей души.

В) Находите возможность почитать о Христе, подумать о Нем, подумать о спасении.

3. Устремись к Богу сердцем, умом и поступками

Два, выше названных пункта, являются вспомогательными, подготовительными.

Главное же дело, это чтобы во всех этих делах «должно качествовать устремление всех желаний нашей души единственно к Господу».

Вознестись всем существом к Богу
Вознестись всем существом к Богу

«Когда возникнут в нас сии расположения, это будет значить, что дух наш весь своим сознанием и своим настроением изшел в Сретение ко Господу.
И как Господь везде есть и Сам ищет сретиться с духом нашим, то взаимное их Сретение после сего устрояется само собою. С тех пор дух наш начнет вкушать блаженство Симеона Праведного, то есть начнет носить в объятиях своих сил и стремлений Господа, Который есть полное их насыщение и удовлетворение. Это то, что называют вкушением Господа, покоем в Нем, умным Богу предстоянием, хождением пред Господом, непрестанною молитвою" (там же).

Послесловие.

Святитель Феофан пожелал всем вкушать радость Сретения Господня в своей жизни.

Для тех, кому сказанное им выше показалось трудным или неисполнимым, святитель добавил кратко самую суть:

« Покайся; затем, ревнуя об исполнении всякой заповеди Божией, ходи неотступно пред Господом, устремляясь к Нему всем вниманием ума, всеми чувствами сердца, всеми желаниями воли. Устроившись так, скоро сретишь Господа. Он внидет в тебя и упокоится в тебе, как на объятиях Симеона Праведного».

Симеон Праведный, Богоприимец
Симеон Праведный, Богоприимец

Тогда, заключает святитель:

«Возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас» (Ин.16:22), ни в сей век, ни в будущий.

Удивительно, как просто, легко и понятно, святитель все показал.

Чтобы Сретенье была не внешним, формальным праздником, внеличным, а внутренней личностной радостью лучшей по качеству жизни, с Богом.

Сретение Господне
Сретение Господне

Понравилось – ставьте лайк.

Делитесь с друзьями в соцсетях.

Подписывайтесь на канал.