Найти тему

Детский рисунок за 35,9 млн. долларов - как такое возможно?

«Нарциссы и скатерть в синих и розовых тонах» 1911
«Нарциссы и скатерть в синих и розовых тонах» 1911

На одном из сайтов интернета мне попалась информация, что картина «Нарциссы и скатерть в синих и розовых тонах» продана за 35,9 млн. долларов. И тут нет ничего удивительного, если речь идет о Матиссе.

Анри Матисс (1869-1954) – французский художник, ставший знаменитым благодаря своему мастерству в передаче эмоций через форму и цвет.

Живописец одним из первых отошёл от классической школы и предложил новые формы выразительности, за что подвергался критике и неодобрению. Влияние его произведений в живописи можно сравнить с молекулярной кухней в кулинарии или с Дебюсси для классической музыки.

Например, он намеренно упрощал свои произведения, чтобы максимально воздействовать на эмоции зрителя, не распылять его внимание. «Я хочу, чтобы перед моей живописью усталый, надорванный, изнуренный человек вкусил отдых и покой».

От этого его картины похожи на детские рисунки. Для примера взгляните на рисунки шестилетнего мальчика, который ходит на кружок рисования:

-2
-3
-4
-5

А вот некоторые работы Матисса:

-6
«Танец» 1910
«Танец» 1910
Портрет Лидии Делекторской 1947
Портрет Лидии Делекторской 1947

Интерьер в желтом и синем 1946
Интерьер в желтом и синем 1946
Портрет Пьера Матисса 1909
Портрет Пьера Матисса 1909

Непривычно, слишком просто, так может любой человек? Может быть, ведь мы привыкли к классике, она понятна и естественна. Вот наш старый добрый, но не менее восхитительный Шишкин:

Дубовая роща 1887
Дубовая роща 1887

Однако Матисс тем и ценен, что он выходит за рамки принятого, но все равно показывает нам красоту, надо лишь уметь её увидеть. Как это сделать?

Для начала стоит обратить внимание на цвета, их сочетаемость, яркость, необычность для живописи.

Девушка с чёрной кошкой (Портрет Маргариты)1910
Девушка с чёрной кошкой (Портрет Маргариты)1910
Открытое окно 1905
Открытое окно 1905
Молодая английская девушка 1947
Молодая английская девушка 1947

«Я выбираю цвета не по какой-нибудь научной теории, но по чувству, наблюдению и опыту. Такой художник, как Синьяк, основываясь на некоторых высказываниях Делакруа, заботится о дополнительных цветах и кладет здесь один тон, а там — другой, согласно теории. Я же просто стараюсь положить цвета, передающие мое ощущение».

Вы пробовали когда-нибудь представить через цвет ощущение радости, спокойствия, гармонии, веселья, печали, напряжённости? А Матисс пытался и исследовал воздействие цвета на человека. Глядя на его картины задумайтесь, что вы чувствуете?

Для некоторых произведений мастера иногда сначала лучше представить палитру, а потом разглядеть на ней сюжет – деревья, тропу, кусты.

-15
Булонский лес, 1902
Булонский лес, 1902
Люксембургский сад 1901
Люксембургский сад 1901

На некоторых репродукциях краски как будто светятся изнутри:

Одалиска с турецким креслом 1928
Одалиска с турецким креслом 1928

Кроме того, Матисс большое внимание уделял композиции и линиям.

«Вся организация моей картины выразительна: фигуры, негативное пространство вокруг них, пропорции, цвет, все важно. Композиция - это искусство организации различных элементов в декоративной манере для самовыражения художника. В картине каждая часть будет видна и каждая часть играет определенную роль. Произведение искусства должно быть гармоничным и целостным».

«Танец» 1910
«Танец» 1910

Линии передают энергию, движение, страсть.

Создаётся ощущение, что картины вибрируют.

Интерьер с египетской занавеской 1948
Интерьер с египетской занавеской 1948
Красный интерьер. Натюрморт на синем столе 1947
Красный интерьер. Натюрморт на синем столе 1947

Отдельного внимания достойны портреты мастера:

-22

За счёт контраста и насыщенности цветов художник показал объем.

Женщина в шляпе 1905
Женщина в шляпе 1905
Мадам Матисс 1905
Мадам Матисс 1905

Этим приёмом успешно пользуются современные художники, картины которых можно найти в городских барах и кафе.

-25

Когда Матисс заболел и не мог рисовать, он начала вырезать из бумаги и клеить композиции. Он одним из первых стал применять коллаж как самостоятельную художественную технику, создавая гармонию из деталей.

Похороны Пьеро, 1947
Похороны Пьеро, 1947
Синяя обнаженная 1952
Синяя обнаженная 1952
-28

Сейчас этот прием часто используют на занятиях для будущих архитекторов.

Работы учеников школы «Старт» в Москве
Работы учеников школы «Старт» в Москве

Заканчивая погружение в творчество великого мастера, я задаюсь вопросом «Чем можно вдохновиться у Анре Матисса?»

Ответ: Простотой, цветотерапией, гармонией, но главным уроком является умение отстаивать свое право художника и проявляться.

«Художник - исследователь. Он должен начать с самопознания и наблюдения за собственной процедурой. После этого он не должен чувствовать никаких ограничений».

«Художник никогда не должен быть заключенным. Заключенный? Художник никогда не должен быть узником самого себя, узником стиля, узником репутации, узником успеха».

«Еще одно слово для творчества – смелость».

Посетить выставку Анри Матисса можно в Национальном музее Республики Коми (ул. Коммунистическая, 6)

Выставка работает до 19 февраля.

Узнать подробнее о художнике можно из этой статьи:

Анри Матисс: «Я хочу, чтобы цвет на моих полотнах пел, не считаясь ни с какими правилами и запретами»

Почитать о Матиссе в газете «Республика»:

http://respublika11.ru/2023/01/10/vzglyad-anri-matissa/

Картины художника с подписями:

Анри Матисс: все работы

Пост «5 причин посетить выставку Матисса» читайте в моем инстаграмме @elena_writer_elena