Найти тему
История транспорта

Экономика и учет в гражданской авиации СССР

Карикатура. Источник: beolin.club.
Карикатура. Источник: beolin.club.

На специализированных форумах и здесь, в комментариях к моим статьям, то и дело возникают дискуссии о том, как происходила финансово-хозяйственная деятельность в МГА СССР. Платили ли предприятия Аэрофлота друг другу деньги? Существовала ли аренда основных фондов во времена СССР и вообще как это выглядело? Вот, буквально на днях коллега Сергей Г. поднял тему годовалой давности. Давайте попробуем расставить все точки над «i» в данном вопросе.

Итак,

Учебное пособие для ВУЗов гражданской авиации под названием: «Управление в области гражданской авиации СССР», (Волков М. М., Л., 1971. - 58 с.) дает разъяснения по этим и другим вопросам. В частности, на странице 27 Пособия дается определение предприятию гражданской авиации:

Предприятиями являются управления гражданской авиации, объединенные авиаотряды, аэропорты (не входящие в состав ОАО), самостоятельные авиаотряды, объединенные авиаэскадрильи, а также заводы, СМУ, состоящие на самостоятельном балансе. Предприятие выполняет обязанности и пользуется правами, связанными с этой деятельностью, имеет самостоятельный баланс и является юридическим лицом. Таким образом, предприятие гражданской авиации характеризуют следующие основные признаки: а) осуществление силами коллектива своих работников производственно-хозяйственной деятельности предприятия на основе хозяйственного расчета; о) деятельность на основе государственного плана под руководством вышестоящего органа; в) наличие скрепленного в оперативном управлении (пользовании) имущества, составляющего базу экономической самостоятельности предприятии и являющегося частью единого фонда государственной социалистической собственности; г) выступление в качестве самостоятельного субъекта права и обладание правами юридического лица.

Таким образом, ещё в начале семидесятых годов предприятия обладали всеми правами юридического лица с правом осуществлять хозяйственную деятельность в точности так же, как это происходит в условиях «капиталистического хозяйствования».

Давайте теперь посмотрим, что говорилось в документах тех лет об аренде основных средств, и, в частности, воздушных судов.

Положение о предприятии гражданской авиации утверждено приказом Министра гражданской авиации СССР №830 – 1965 г.

Особенности применения Положения к предприятиям гражданской авиации определены этим приказом МГА и сводятся к следующему:

По разделу «Имущество и средства предприятия». Согласно п. 12 Положения излишки оборотных средств (сверх норматива) могут быть изъяты у предприятия вышестоящим органом только в порядке перераспределения по годовому отчету предприятия или при изменении норматива собственных оборотных средств в связи с изменением производственного плана предприятия. На предприятиях гражданской авиации излишки оборотных средств изымаются вышестоящим органом по квартальным балансам. Амортизационные отчисления на капитальный ремонт и полное восстановление основных фондов на предприятиях гражданской авиации производится с учетом требований приказа ГУ ГВФ № 400 от 1962 г. (кроме норм и амортизационных отчислений по СМП) и приказом МГА №70 – 1964 г., а излишки амортизационных средств передаются вышестоящему органу в суммах, установленных финансовым планом.

А теперь, собственно, про аренду.

Положение (ч.3, п.16) предоставляет право временно неиспользуемые транспортные средства, принадлежащие предприятиям транспорта, сдавать в аренду с разрешения вышестоящего органа. Применение ч.3, п.16 Положения к предприятиям гражданской авиации производится в порядке, установленном приказом ГУ ГВФ №455 – 1963 г. В соответствии с этим приказом сдача в аренду самолетов и вертолетов производится с разрешения Министерства гражданской авиации Реализация (продажа или передача) излишнего неиспользуемого оборудования, транспортных средств, приборов (Положение, п. 21) производится предприятиями с разрешения УМТС МГА, а самолетов, вертолетов и двигателей к ним – по распоряжению Правительства. Двигатели, снятые с эксплуатации, продаются распоряжением руководителя предприятия гражданской авиации.

Итак, внутри Министерства гражданской авиации СССР воздушные суда и другие активы сдавались в аренду между подразделениями.

Учебное пособие «Управление в области гражданской авиации СССР» по этому вопросу дает уточнение:

По разделу «Производственно-хозяйственная деятельность предприятия». Применение внутреннего хозрасчета в подразделениях гражданской авиации ограничено. В настоящее время намечается тенденция расширения круга подразделений, переводимых на внутренний хозрасчет. Так, в ряде управлений аэропорты, летные отряды и авиаэскадрильи, объединенные с аэропортом, переведены на внутренний хозрасчет (приказ МГА №331 – 1970 г.). На основе внутреннего хозрасчета действуют АТБ, гостиницы, автобазы, цеха заводов, строительные участки и др.

При этом, воздушные суда передавались в аренду, как с экипажами, так и отдельно. В первом случае экипажи прикомандировывались к другому предприятию на весь срок аренды. Чаще всего воздушные суда с экипажами передавались в аренду в те отряды, где данный тип ВС уже (или ещё) не эксплуатировались и на них просто не было летного состава. Например, летом 1972 года, когда в СССР остановили пассажирскую эксплуатацию Ан-10, на замену им в Ростовский ОАО поступило несколько Ил-14 с экипажами из Минераловодского ОАО.

В большинстве же случаев воздушные суда передавались в аренду без экипажей.

Чаще всего арендодателями воздушных судов выступали учебные заведения гражданской авиации: Ульяновская ШВЛП (позже УВАУ ГА) и Кировоградская ШВЛП (позже КВЛУГА). В период летних каникул флот в училищах простаивал, тогда как в «строевых» подразделениях Аэрофлота лето было высоким сезоном, когда во многих авиаотрядах остро не хватало провозных мощностей.

Например, согласно документам министерства, Ил-86 СССР-86062, принадлежавший УВАУ ГА, трижды передавался в аренду: Ленинградскому ОАО на период с июня по июль 1988 г. и Ташкентскому ОАО в периоды с июня по сентябрь 1990 г. и с декабря 1990 г. по январь 1991 г.

Ил-62 СССР-86450 УВАУ ГА шесть раз передавался в аренду Домодедовскому ПО: в августе – октябре 1982 г., в июне – декабре 1987 г., в мае – октябре 1988 г., в мае – июле 1989 г., в мае – июле 1990 г. и в апреле – июле 1991 г.

ИЛ-62М СССР-86458 УВАУ ГА пять раз отдавала в аренду, в Хабаровский ОАО и в Домодедовское ПО.

Особенности аренды в частных случаях и связанные с ней курьезные случаи заслуживают отдельного повествования.

Спасибо за внимание.