Найти тему

Социокультурные основания формирования и развития кинообраза вампира

Начало XX века – рождение кинематографа. Образ вампира стал идеальным для фильмов ужаса. Истории об упырях и прочей «нечисти» появились на экранах почти сразу после изобретения кинематографа, но экранные вампиры начала XX в. сильно отличаются от нынешних кровопийц и скорее соотносятся с восточноевропейскими фольклорными преданиями, в которых вампиры представлены как отвратительные и наводящие ужас одним своим видом ходячие мертвецы.[1]За последнее время образ вампира стал одним из самых популярных монстров в кинематографе. Однако, не смотря на то, что уже снято много разных фильмов о вампирах, можно отметить основные принципы вампирского кинематографа, которые выделил доктор гуманитарных наук, профессор американской литературы и культуры Центрального Мичиганского университета, Джеффри Уайнсток в своей книге «Фильм о вампирах. Кинематограф тех, кто не мертв».

1. Кино про вампиров – всегда про секс. Это могут быть фильмы о превосходстве одного из полов, либо про один из видов перверсивной сексуальности, либо представляющие гомосексуалистов. Иногда в фильме это скрыто или прямо не выражается («Дочери тьмы» (1971), «Убийцы вампирш-лесбиянок» (2009)).

2. Вампиры всегда интереснее своих охотников. Они привычнее, обыденнее, менее интересны или просто неловки («Закат: вампиры в изгнании» (1989), «Ночь страха» (1985)).

3. Вампиры всегда возвращаются, поэтому они всегда в движении. Они активны, и это можно рассматривать в качестве компенсации за их продолжительный дневной сон. Вампиры энергичны не только ночью, но и в целом часто путешествуют по миру («Любовь с первогоукуса» (1979), «Баффи – истребительница вампиров (сериал 1997 – 2003)).

«Баффи – истребительница вампиров»
«Баффи – истребительница вампиров»

4. Фильмы про вампиров – это фильмы о том, что в культуре называют «другой» - женщина, ребенок, еврей, маргинал и т.д. («Бал вампиров» (1967), «Интервью с вампиром (1994)).

5. Однако каждый фильм всегда повествует о технологии – как определить, что перед тобой вампир, как найти, как уничтожить. Способен ли он превратиться в животное? Чего и как сильно он боится: света, религиозной символики, серебра, дерева? Описание и изображение «технологии» в кино подразумевает отсылки ко всем предшествующим фильмам про «технологию вампиров». В каждом новом фильме происходит развитие технологических приемов их изображения.

 «Интервью с вампиром»
«Интервью с вампиром»

6. Все, кто смотрит фильмы про вампиров – интертекстуальные кочевники вампиризма. Когда мы смотрим новый фильм про вампиров, то сами решаем, чем же отличается данный вампир от предыдущих, противоречит или наоборот, подтверждает данное изображение предшествующим вампирам и т.п. Например, традиционные ли вампиры из «Сумерек»? Вампиры ли это или другие монстры из фильма «Пастырь»? Почему серии фильмов о Блэйде, люди, обращенные в вампиров, не могут сделать выбор и перейти на сторону Блэйда? Будут ли боятся вампиры распятия в еще одной экранизации «Дракулы»? Так в поисках цельного и окончательного образа вампира, мы смотрим фильм за фильмом. Но, конечно, мы его никогда не найдем.

7. Не существует жанра вампирского кино. Каждая кинокартина – особенная. Это может быть, как артхаусные или независимые фильмы про вампиров («Носферату: Призрак ночи» (1979), «Выживут только любовники» (2013)), так и крупнобюджетные в стиле экшн, которые в рамках своей категории отличаются друг от друга («Блэйд» (1998–2004) и «Другой мир» (2003-2016).[2]

[1] Григорьева Н. Что наделал Брэм Стокер, или Эволюция киновампиров[Электронный ресурс] // РИАНовости. – 20. 04. 2012. – Электрон. версия печат. публ. – URL: http://ria.ru/weekend_cinema/20120420/630140618.html(дата обращения 24.02.2016).

[2]Weinstock J. The Vampire Film. UndeadCinema. L.; N.Y.: Wallflower, 2012. P. 6-19.

«Блэйд»
«Блэйд»