Часть 2. С лагеря и сразу в Амшэ
Ах да, я забыл сказать, что вторая группа тоже притащила на хвосте собаку. В этот раз суку, но так как собаки были не на своей территории, конфликтов с нашей собакой у них не возникало. По крайней мере до определенного момента.
Утро 1-ого января настало, и мы воскресли. Лично я смог поднять свои бренные кости лишь в начале 10-ого, но зато выспавшийся и полный сил. Сегодня мне предстояло собрать в кучку частично похмельную команду и волшебными пенделями распределить направления их движения.
Самая простая задача была с первой пещерой для новичков – это однозначно Амшэ акАхарта. Достаточно простая как по навеске, так и по конфигурации пещера. Колодец 30 метров, 4 перестежки, никаких сложных элементов, внизу 2 зала, потеряться или залезть некуда. Но главной идеей почему туда надо запустить новичков – это показать им «большую спелеологию», ибо до Амшэ фигачить пару часов, при этом вторая половина пути по азимуту вверх. Особенно «повезло» первой группе, она еще и веревку тащила, помимо перекусов и комплектов СРТ. И так как задача первой группы была сделать навеску, то она была в малочисленном составе – 5 человек основная группа и 2 человека – боевая ячейка.
Задача основной группы, которая состояла из 2-х второгодников и 3-х новичков, повесить навеску по схеме, а потом произвести работы на дне. Ибо в первой группе у нас состояли все «жучилы» - те, кто получил от известного Питерского жуковеда Коваля инструкции по снятию ловушек, установленных нами в 21 году.
Задача же боевой ячейки была в том, чтобы проверить пещеру на наличия медведей. Происходило это таким образом – Хасик вставал перед пещерой с заряженным ружьем, а один из участников запускал внутрь сигнальную ракету. Ибо по словам местных охотников мишек там много гуляло в начале декабря, а к нашему приезду похолодало и они могли забраться на зимовку. Задачей боевой ячейки так же стояло потом сбегать в пещеру Свистящая и так же проверить на наличие мишек, но поиск ловушек затянулся (второй человек в этой группе единственный из этой экспедиции знал места расположения ловушек) и в Свистящую ребята в тот день уже не пошли, ибо в темноте выгонять (потенциального) мишку из пещеры – похоже на игру в русскую рулетку с полным барабаном патронов.
Пока первая группа вместе с боевой занималась мишками да ловушками, в Амшэ подоспела вторая группа в составе инструктора второго года и трех новичков. Их задача была просто погулять и акклиматизироваться.
Еще одна забойная группа была отправлена в Миссионерскую с рабочими задачами: переделать штурмовую навеску в рабочую и почистить колодец от сыпящихся камней, а также проверить тягу. Забегая вперед скажу, что тяга есть, стабильная, внутрь. Навеска за два выхода была сделана относительно безопасной, колодец почищен от камней и было определено место с максимальной тягой (вдоль монолитной стены), но в целом она рассеивается и дует сквозь весь завал.
Еще одна группа пошла в пещеру МГУ-19-7, которую я определил зимой 21-ого года как второй вход в пещеру Свистящая. Собственно, теория в результате инженерных работ подтверждается, но об этом будет написано позже.
Наконец, я с напарницей и Белкой направился на разведочный выход. История заброски нас ничему не научила, поэтому мы наступили на те же самые грабли – Белка стала мерзнуть и в довершение ко всему еще и провалилась под лед в луже по самые уши. Собаку жалко, она не заслужила таких хозяев, принимаем решение ее возвращать в лагерь. Но разведка тоже должна быть выполнена, поэтому вручаю поводок с собакеном напарнице, отправляю их обратно, а сам продолжаю разведку. Ну в самом деле, не отпускать же красивую девушку одну гулять по горам в темноте, а вдруг там мишка? А в пещеры она не может пойти, ибо ее комбез и СРТ во второй машине, она выбрала неправильную корзинку для яиц.
В итоге я в одиночестве продолжаю путь по дороге дальше. Задача разведать маршрут с целью гипотетической заброски в мае со стороны Сухума никуда не делась. А все потому, что дорога до поляны Лашпсард со стороны Афона не самая лучшая и при определенных погодных условиях вообще становится непроходимой. А зимой 21-ого года со стороны Голубой Вертикали были видны свежие следы шин от УАЗа Козленка. Поэтому в этом году перед поездкой я плотно засел за карты и спутники и увидел дорогу, которая проглядывалась на всех снимках и всего 4 км не доходила до поворота на пещеру Голубая Вертикаль.
Самое забавное, что у нас есть общая база данных, все точки и треки в одной папке и дальше поворота на Вертикаль никто не ходил (ну или треков нет). То есть склоны на которых мы работает находятся в радиусе 1 часа хода в разные стороны от поляны Лашпсард, которая была выбрана из-за того, что рядом с ней есть родник (там вообще дефицит питьевой воды), поэтому при отсутствии осадков вариабельность места стоянок весьма ограничены.
Итак, разведка. Дорогу от поляны Лашпсард до поляны с поворотом на Голубую Вертикаль и Амшэ (они находятся друг над другом по разные стороны поляны) можно разделить на три части: средняя проезжабельна, никаких проблем для проезда не будет. Отрезок со стороны Лашпсард имеет 4 крупных завала из деревьев, а также глубокие колеи, которые уже начали зарастать молодыми деревцами (на данный момент их диаметр 3-5 см и высота 2-3 метра, но через год дорогу уже придется пропиливать среди них). Отрезок со стороны поляны Вертикали самый проблемный, много глубоких луж в глине, тяжелой машине без лебедки там делать нечего. Ну или собирать там гать (можем, умеем, не хотим).
Дальше поляны еще 500 метров идет плохая глиняная дорога (но до поляны машина доехать сможет), а вот потом начинается хайвэй, там не то что полный привод не нужен, там недопривод без проблем проедет. Я прошел по ней до самой речки Биасдара, то есть до того самого момента, когда дорога появляется на спутниках. Но так как я вышел поздно (пока всех распинал по группам и проконтролировал их выходы – нелегкая доля рукомучителя), то к реке я вышел в глубоких сумерках. Идти дальше было глупо, поэтому я развернулся и направился обратно в лагерь.
Итогом дня были следующие достижения:
- 6 новичков и 3 второгодки сходили в пещеру Амшэ, сняли ловушки для жуков, которые залило водой, сделали навеску для третьей группы;
- некоторые участники получили опыт в основах инженерных работ и расчистили входную воронку пещеры МГУ-19-7: дальше идет вертикальная узость с тягой;
- расчистили от камней половину колодца пещеры Миссионерская и сделали безопасную навеску на этом участке;
- искупали в ледяной воде собаку и разведали дорогу до реки.
Что ж, по-моему, этот день оказался лучше, чем я мог предполагать, только вот вернувшись в лагерь я узнал, что вторая машина не приехала (связи там нет), а запас штурмовой веревки у нас не то, чтобы подходит к концу, но его край виден невооруженным взглядом. А вечером снова похолодало, на поляне стабильный минус и мы все жмемся к костру, в котором хреново горящие буковые дрова. А ночью половина состава экспедиции мерзнет, недостаточно подготовившись к температурным перепадам.
Ах да, забыл написать, что вечером мы сходили на перевал, вышли на связь и выяснили, что вторая машина свалилась в яму на дороге сразу после подъема к Анри и капитально встряла. Попытка вытянуть ее лебедкой привела к тому, что лебедка на машине сломалась, перегородив проезд – теперь моя машина не спустится вниз, пока с дороги не будет убрана вторая машина. Плюс мы посмотрели актуальный прогноз погоды, и он не радует.
И тут я встаю перед моральной дилеммой: с одной стороны, надо спуститься вниз и помочь второй машине, все же это наши одноклубники, пусть они и решили, что не будут являться членами нашей экспедиции и поедут на полной автономке. С другой стороны, на стоковом уазе без лебедок я мало чем смогу помочь, ибо вторая машина засела капитально. С третьей стороны, моя машина тоже засела, и я надеялся, что как раз вторая машина ее вытащит. Да, у нас нет кучи веревки и бежать до нее ох как не близко, но те, кто побегут – выпадут из графика посещений пещер, который и так полетел к черту. Решаю, что Спок был прав, потому что «Нужды большинства важнее нужд меньшинства... или одного». Мы будем помогать второй машине, но ближе к дате сброски, ибо по прогнозу у нас 2 солнечных дня, а затем дожди по нарастающей.
Итак, исходя из того, что все очень и очень печально, я срочно перекраиваю планы, с учетом текущей обстановки. Первая группа, состоящая из тех, кто еще не был в Амшэ (1 второгодник и 3 новичка) отправляется туда с заданием погулять, потом снять навеску и отнести ее в привходовую часть Голубой вертикали (крюк в 200 метров от дороги, ребята там здоровые, справятся). В самой пещере, перед навеской, выясняется, что один из новичков не умеет пользоваться спусковым устройством из своего комплекта. Это с учетом того, что комплект был передан за несколько дней до отъезда, и он пошел в вертикальные пещеры не в первый день. И руководитель его группы узнает, что человек не умеет пользоваться спусковым уже перед навеской – крайне неприятная ситуация, с учетом того, что в лагере было время повесить веревку и потренироваться. И в группе не было спускового, которым тот умел пользоваться. Частично это – несомненно – мой, как руководителя, недосмотр, ибо для участия в этой экспедиции было условие выйти из 15 минут на тесте пятерочка. А стоп идеален для этого теста. Попытки обучить его в пещере закончились полным фиаско, так как участник нервничал и из-за ситуации, и из-за того, что на подъеме упал на склоне и повредил ногу (в Москве выяснилось, что это был надрыв связки).
Я, с еще двумя участниками и Белкой отправляюсь на допрохождение пещеры м-21-вол-7 (в дальнейшем будем называть ее Яма, ибо именно это слово вырезано на стволе бука рядом с ней). В мае 21 года туда ходили ребята в последний день и их веревки в 60 метров не хватило, чтобы дойти до дна. Начинаем вешать веревку (у нас с собой 68 метров 8,5 мм и 15 метров 10 мм веревки), по околоштурмовому – точки есть, дабы хоть немного минимализировать трение, ибо пещера молодая и вся в острых перьях. В итоге делаю 2 точки и спускаюсь до конца веревки (но не до дна). Понимаю, что надо наращивать веревку, ибо дно я вижу, но что там дальше – не понимаю, далеко до него. На подъеме я вижу 2 места, где веревка трется на острых гранях стены и добиваю еще 2 точки. Если бы веревка была 10 мм, этим можно было бы пренебречь, но при диаметре 8,5 мне спокойнее с лишней точкой. Развязав узлы, я вылезаю из пещеры, чтобы отправить вниз напарника, навеситься через все точки и нарастить веревку, дабы спуститься на дно. Пока он это делает, я решаю со вторым участником, как нам завтра лучше разрулить планы, дабы оттопить эту пещеру. Навесчик долго не выходит, поэтому я спускаюсь вниз, чтобы узнать все ли с ним хорошо, края воронки сыпятся, так что я спускаю несколько маленьких камней вниз, но – к счастью – без последствий. Прокрикиваю вниз и узнаю, что на дне продолжения нет, прошу сделать фото и вылезать. В колодце есть ответвления, в два я заглядываю, они глухие, в третье заглянем завтра, оно тоже глухое. На входе и в первой трети колодца ощущается легкая тяга внутрь, которая полностью пропадает к середине колодца. И пока мы перекрикиваемся в пещере, третий участник на поверхности видит мишку, который пускается на утек от лая собак. Продолжения на дне нет, а на выходе я ударился плечом о выступающее перо на шаге вверх. В итоге гематома на плече и порванное плечо комбеза.
Еще одна группа в составе трех человек отправляется в привходовую часть Голубой вертикали, чтобы снять ловушки для жуков. Там все идет по плану.
Четвертая группа идет доделывать колодец в пещере Миссионерская. Так как там, по сути, работа для одного, а второй сидит в узости и колышется на сквозняке, то решаем не отправлять второго опытного, а дать вместо в нагрузку новичка (у нас их в этом году много, так что если замерзнет не так жалко). Собственно, команда доделывает навеску в колодце, подготавливая пещеру к дальнейшим работам, ибо тяга очень сильная.
Пятая группа идет ковырять пещеру М-21-10-ЕВД. Но тут у нее успехов нет, так как в этот день было жарко и тяги днем не было. Зато около верхнего коша обнаруживаются следы мишки, но к лагерю он не подходил и на ледяной корке непонятно, насколько они свежие.
Вернувшись в лагерь, я обнаруживаю, что до нас таки дошла последняя участница – так, которая должна была приехать на второй машине, но попала впросак вместе с машиной. Так же из второй машины был донесен баул с личкой (комбез и СРТ комплект) и транс со 100 метрами личной веревки.
Итак, у нас есть запас веревки, так что у нас снова произошла корректировка планов. Впрочем, это будет происходить каждый вечер с завидным постоянством. В нашей экспедиции постоянным станут только перемены…
Хотя нет, вот минус ночью — это единственная постоянная константа нашей экспедиции.