Найти в Дзене
Еврейская жизнь

Антон Эльдаров: «Склифосовский» и Мендель в гетто

«Господь не может быть везде одновременно, поэтому он создал матерей»

Антон Эльдаров. Фото из личного архива
Антон Эльдаров. Фото из личного архива

Врач Салам Магомедович Гафуров из сериала «Склифосовский», сержант Гунько из «Солдат», братья Гольдберг в «Казусе Кукоцкого» и узник гетто Мендель в спектакле Нины Чусовой «Кабаре Терезин» — эти роли актер Антон Эльдаров исполнил с национальным акцентом.

О тайных репетициях, секретах предков, конфликте со скинхедами и своей многонациональной семье на сцене и дома актер Антон Эльдаров — в эксклюзивном интервью «Еврейской жизни».

На актерском счету Антона, потомка врачей и дирижера, — роли грузина, украинца, дагестанца, еврея. В спектакле Нины Чусовой «Кабаре Терезин», показом которого открылась в Москве Девятая всероссийская «Неделя памяти жертв Холокоста», Антон Эльдаров играет неунывающего еврея Менделя, чья веселая мудрость укрепляет дух обреченных узников немецкого концлагеря Терезинштадт.

— Антон, вы называете себя интернациональным актером. И это действительно так. Вы были и евреем, и украинцем, и дагестанцем. На одном сайте даже всерьез обсуждали вашу национальную принадлежность. А как бы вы ответили на этот вопрос?

Я ощущаю себя человеком своей страны в первую очередь. Мой папа еврей. Он мне в детстве всегда говорил, что национальность — это культура, на которой ты воспитывался. У нас в доме было очень много книг, в основном это русская литература, что, конечно, сыграло роль в моем внутреннем самоощущении. Но со временем стало приходить осознание того, что я причастен к чему-то большему. Я часто смеюсь, что

для русских я еврей, а для евреев — русский.

Во мне смешалось много национальностей: и армянская, и польская, и украинская, и алтайская. А недавно обнаружилась капля грузинской крови. Поэтому мне сложно сказать, кем я себя ощущаю. Я говорю по-русски, и это самое главное.

В образе Сиро (спектакль Константина Богомолова «Приворотное зелье»). Фото из личного архива
В образе Сиро (спектакль Константина Богомолова «Приворотное зелье»). Фото из личного архива

— А вы знаете, откуда идет ваша звучная фамилия?

— Я знаю, что мой прадед, Эльдаров Лев Артемьевич, был врачом, закончил Великую Отечественную войну в звании полковника, спас много людей. Его предки — армяне, выходцы из Дагестана. Вторая моя ветвь — Сараджевы. Константин Соломонович Сараджев — первый ректор ГИТИСа, создатель советской дирижерской школы, организатор дирижерского факультета Московской консерватории. Прапрадед по другой ветке — Нил Федорович Филатов, основатель русской педиатрической школы, дядя знаменитого офтальмолога Владимира Петровича Филатова.

— Такими корнями можно гордиться. Чувствуется, вы интересуетесь своей генеалогией!

— Да, спасибо маме, бабушке и прабабушке, они много рассказывали. К сожалению, о еврейской линии нашего рода мало что известно. Дело в том, что бабушку и дедушку моего папы в тридцатые годы расстреляли. Тогда об этом было не принято говорить.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

— В сериале «Бывшие» вы сыграли роль Якова Борисовича Банковского, сына типичной «идише мамы». Это не единственная роль еврейского персонажа?

— Да, не только эта. Я считаю, что у меня была интересная роль в «Казусе Кукоцкого» Юрия Грымова, где я сыграл братьев-близнецов Гольдберг. А сейчас в театре я играю в спектакле «СуперStars» (театральная компания «Маскарад») еврейского режиссера Дональда Каца в Голливуде. Так что, всё туда. (Смеётся).

— Антон, вас не смутило, когда режиссер Нина Чусова (интервью с ней можно найти на нашем сайте, гиперссылка) предложила вам роль старика Менделя в спектакле «Кабаре Терезин», которому по возрасту вы в сыновья годитесь?

— На самом деле не такой уж он старик — ему 65 лет, он всего на 23 года старше меня. Я считаю большой удачей, когда тебе предлагают такие роли с хорошим режиссером и глубоким материалом.

— Нина Чусова — человек очень открытый, сентиментальный, скорый на слезы. А какие эмоции вызвал в вас этот спектакль?

— Это один из тех уникальных материалов, который не может оставлять тебя с сухим носом. Несмотря на то что мы давно его играем и репетируем, каждый раз в какие-то моменты понимаешь, что у тебя ком стоит в горле. Действует все это хитросплетение: и самой темы, и потрясающей музыки.

— Люди, как ваш персонаж, которым не свойственно уныние в самых грустных обстоятельствах, есть в любом народе. А вы в жизни чем-то похожи на старика Менделя?

— Скорее всего, нет. Эти шутки, которыми говорит мой герой, я специально выискивал в интернете, в высказываниях мудрых евреев. И у меня есть ощущение, что Мендель повлиял на меня каким-то образом, и я очень часто вспоминаю его крылатые фразы в разных жизненных ситуациях. Это действительно великие изречения. Они настолько простые, что проникают прямо в сердце и всплывают в нужном месте в нужное время. Например,

«война никогда не заканчивается войной».

Я повторяю это себе каждый день. Или

«если не пробил час, вас не убьет даже доктор».
«Господь не может быть везде одновременно, поэтому он создал матерей»

— от этой фразы у меня и сейчас ком в горле и мурашки по коже бегут!

Старик Мендель в спектакле Нины Чусовой «Кабаре Терезин». Фото: пресс-служба РЕК
Старик Мендель в спектакле Нины Чусовой «Кабаре Терезин». Фото: пресс-служба РЕК

— Спектакль ставился в пандемию, что, естественно, наложило, свой отпечаток на все. Маленький артист Ваня Новоселов потерял папу. А в вашей жизни что-то происходило?

— Через испытания тогда прошли все. Это казалось какой-то фантасмагорией. Мы пробирались на репетиции тайком, чтобы нас не остановила полиция, спускались в подвал на Хитровке и репетировали спектакль про еврейское гетто. И зрители тоже шли с опаской. Мы были единственными, кто тогда выпустил спектакль в Москве, когда карантин был самым жестким.

— В популярном сериале «Склифосовский» вы сыграли Салама Магомедовича Гафурова, которого вы назвали камертоном человеческой порядочности. В обсуждении в интернете наткнулась на такой отзыв: «Если бы в жизни было побольше таких людей, как Салам Гафуров, которого сыграл Антон Эльдаров, жизнь была бы лучше! Я так плакала, когда в сериале Салам погиб». И кстати, никто не заостряет внимание на национальности доктора. Как говорится, главное, чтоб человек был хорошим!

— Мне кажется, такие герои меняют модель поведения людей. Я помню момент, когда снимался в сериале «Солдаты» (роль сержанта Гунько), ко мне подходили на улице люди и говорили: «Спасибо вам, я теперь хочу идти в армию». Даже спустя годы многие признавались, что пошли в армию, посмотрев этот сериал. Тогда количество отказников и тех, кто мечтал «откосить» от армии, уменьшилось в разы. Еще помню, как пришел в Театр Станиславского, где тогда работал, и на вахте мне передали письмо из Запорожья. Там были две страницы рукописного текста. До сих пор помню строчки: «Когда я был маленьким, хотел стать американским генералом, но когда посмотрел ваш сериал, захотел стать русским генералом!» И подпись: «Вася, 8 лет». Ради таких моментов и стоит заниматься актерским ремеслом. Мой Салам Магомедович тоже сыграл свою роль. Но кто ненавидит «кавказцев» и других «инородцев», тот и продолжает ненавидеть. Правда, мне кажется, что эти люди не смотрят таких сериалов.

Кадр из сериала «Солдаты» (2007). Фото: «Леан-М»
Кадр из сериала «Солдаты» (2007). Фото: «Леан-М»

— Как вам кажется, в нашем обществе присутствует ксенофобия?

— Думаю, что есть. В профессии меня окружают люди, которым это не свойственно. Либо они сразу уходят из моей жизни. Даже с людьми из поселка, где я живу, у меня нет конфликтов.

— Антон, а вообще вы когда-нибудь сталкивались с этим явлением?

— Расскажу историю. У меня в параллельном классе учился мальчик Саша, который был скинхедом. Между нами никогда не случалось конфликтов, при том что я был кучерявым евреем и играл на скрипочке. Он жил в нашем подъезде, и мы каждый вечер с ним выходили на прогулку. Он вечно ходил с разбитым лицом. Смотрелись мы с ним очень необычно. Однажды я сказал: «Саша, зачем тебе это надо?» Он ответил: «Ты не понимаешь. Жизнь — это не ограненный бриллиант, а я его ограняю!» Это к вопросу о том, кто ищет приключения, тот их и находит, потому что зло всегда притягивает зло. У меня никогда не было никаких конфликтов на национальной почве.

15-летний Антон играет в школьной рок-группе. Фото из личного архива
15-летний Антон играет в школьной рок-группе. Фото из личного архива

— Значит, вам как-то удавалось их избежать!

— Однажды мы с моим товарищем пошли на Арбат. Это было в середине девяностых, когда Москва была поделена на сектора. Где-то заправляли любера, где-то — скинхеды, где-то — солнцевские. На Арбате тусовались фашиствующие персонажи. Мой товарищ, высокий русский парень, был накачанным, он занимался бодибилдингом. Ему было 18, а мне — 15 лет. Я шел в черном кожаном плаще, черной шляпе, с пацификом и значком «Антифа» на воротнике! Не заметил, как вокруг нас сомкнулось кольцо. Их было человек двадцать, и я понимал, что живыми нам не уйти. В жизни случаются моменты, когда через тебя начинает говорить Господь. Не помню точно, что я говорил, кажется, что-то о войне и фашистах, речь была долгой, но стояла гробовая тишина. Одна часть мозга меня предупреждала: «Антон, тебя сейчас убьют», а вторая твердила: «Продолжай, не останавливайся!» Когда я закончил, строй расступился, вышел натуральный Вий, дыхнул мне в лицо перегаром и спросил: «Ты, что, пацифист?» — «Да!» Он повернулся к своим: «Пойдемте, парни! Обиженных богом не трогают!» И их не стало. Исчезли, словно растворились в воздухе. У меня были ватные ноги, я не мог идти, но на всю жизнь запомнил, что не всегда дело в кулаках, и, как говорил мой старик Мендель, «если не пробил час, вас не убьет даже доктор!».