Найти тему
Мишаня Каст

Что такое сведение и с чем его едят?

Вопрос о сведении Рэп/ХипХоп вокала — один из самых часто задаваемых ввиду невероятной популярности этого жанра. Огромное количество Рэп битов, доступных как бесплатно так и за вполне доступную цену, делает этот жанр еще более популярным - ведь создание новой песни не требует серьезных капиталовложений. Имея всего лишь микрофон и недорогой аудио интерфейс, можно сделать вполне качественную запись даже дома. Дальше достаточно свести вокал с инструменталом - и песня готова! Но вот собственно сведение вызывает массу вопросов, с которыми постараемся разобраться в этой статье.

Прежде чем применять любую аудио обработку...

  1. Определитесь с характером будущего микса

Что имеется ввиду? В практике звукосведения общеизвестно, что элемент, с которого начинается построение микса, в конечном итоге будет доминировать над другими - будет громче, займет большее пространство и будет более насыщен гармониками.

Поэтому определитесь.

Хотите ли вы, чтобы доминировал вокал? Для этого он должен быть:

- соответственно аранжирован. Например лидирующий вокал представлен в виде трех одинаковых дублей, два из которых панорамированы вправо и влево, а третий в центре.

- записан соответствующим образом. При записи губы артиста должны быть не дальше 5-7 см от микрофона для более жирного низа. Микрофон - обязательно с большой диафрагмой.

Или все-таки доминировать будет бит? (В этом случае понадобится как минимум более радикальная фильтрация низов).

Это решение будет иметь огромное влияние на выбор техник сведения в дальнейшей работе с треком - баланса, сатурации, компрессии и тд.

2. Удалите все лишнее

Фоновые шумы, шорох одежды, речь присутствующих в студии друзей, записанная между фразами песни, вздохи, плямканье - все это мусор, который нужно удалить до того, как приступить к собственно сведению. Потратьте немного времени на редактирование - вырежьте все эти места. Не забудьте, что в некоторых случаях в местах выреза стоит применить короткие фейды во избежание щелчков при воспроизведении.

Вот теперь можно собственно приступить к сведению...

3. Выровняйте громкость

Для того, чтобы при дальнейшей компрессии избежать пережатия громких мест и провалов тихих фраз, нужна автоматизация. Возьмите любой плагин управления громкостью и сделайте автоматизацию громкости так, чтобы привести все фразы к примерно равному звучанию. Это требование актуально не только для Рэпа/Хип-Хопа, а в принципе в работе с вокалом любого другого жанра.

-2

Важные детали:

- Поскольку это длительная кропотливая работа, во избежание усталости слуха делайте ее на очень малой громкости. Кроме того, при очень тихом звуке вам проще будет заметить всплески и провалы громкости.

- Возьмите одну из фраз в качестве эталона громкости и периодически сравнивайте остальные фрагменты вокального трека с ней.

Таким образом точность вашей работы намного возрастет!

4. Добавьте теплоты

Теперь, когда подготовительные работы закончены, оцените, как голос и музыка работают вместе, и прикиньте, как добавить вокалу теплоты и цвета. Это может быть и ленточная сатурация, и эквализация, и компрессия - все, что привнесет в запись еще больше цвета и заставит вокал занять отведенное ему место. Что именно это будет - решать вам, исходя из материала, с которым работаете.

-3

Лично я очень часто на этом этапе применяю компрессию плагинами-эмуляторами винтажных приборов.Хотя запись самого трэка я осуществляю на ламповую звуковую карту.По сути - обработку два в одном! Это дает не только необходимый цвет за счет собственной сатурации плагина, но и контроль динамики. Делаю так не из-за лени или желания ускорить сведение, а потому что компрессия - это проверенный годами мощнейший инструмент формирования цвета и характера звука!

Важная деталь: Прибегая к компрессии как к способу окраски, не стремитесь добиться желаемой динамики сразу одним плагином. Возможно понадобится дополнительная динамическая обработка до «винтажного» компрессора или после. Ниже рассмотрим эти варианты подробнее.