Начало - ЗДЕСЬ:
4. Александр Николаевич Прокофьев-Северский
Александр Прокофьев-Северский в годы Первой мировой войны был морским летчиком Балтийского флота. Он потерял ногу во время одного из боевых вылетов, но снова вернувшийся в строй, был удостоен 5 боевых орденов, в том числе - ордена Св. Георгия 4-й степени.
После революции Прокофьев-Северский эмигрировал в США. В 1922 году основал там фирму “Seversky Aero Corporation”, в 1931 году - “Seversky Aircraft Corporation”. С 1928 года - майор ВВС США (в запасе). Совместно с авиаконструкторами Михаилом Григорашвили и Александром Картвели (о нем - следующий рассказ) разработал самолет-амфибию SEV-3, на котором установил мировой рекорд скорости для амфибий – 290 км/ч, а после установки более мощного двигателя - 371 км/ч.
В середине 30-х годов прошлого века по заказу ВВС США Прокофьев-Северский совместно с Картвели и другими конструкторами представил военному ведомству истребитель Р-35 и получил правительственный заказ на 77 самолетов. Всего их было построено около 150 истребителей различных модификаций. А главное - он послужил прототипом для одного из самых массовых истребителей времен Второй Мировой войны - P-47 “Thunderbolt”. Он поставлялся даже в СССР по ленд-лизу.
Это был самый крупный одномоторный истребитель-бомбардировщик тех времён, производившийся с 1941 по 1945 годы. Имел более 20 модификаций. Самая массовая - P-47D (с 1948 года F-47D) - было изготовлено 12602 самолёта.
А.Н. Прокофьева-Северского не без оснований называют также теоретиком боевого применения стратегической авиации. Он сумел обосновать перед руководством страны необходимость выделения авиации в отдельный вид вооруженных сил. Его имя упомянуто в Национальном Зале славы авиации США.
5. Александр Михайлович Картвели (Картвелишвили)
Александр Картвели (Картвелишвили) родился в Тбилиси в 1896 году, окончил военное училище, в годы Первой мировой войны воевал артиллеристом.
С 1919 года обучался в авиашколе в г. Париже. В 1921 году принял решение не возвращаться на родину. Во Франции он спроектировал несколько самолетов, в том числе занимался проектированием гигантского семимоторного цельнометаллического самолета для рейсов из Парижа в Нью-Йорк.
Перебравшись в Америку, Картвели с 1931 года сотрудничал с Прокофьевым-Северским, создав уже упомянутые амфибию SEV-3, первый американский скоростной истребитель-моноплан Р-35 и другие машины.
При этом, с 1939 по 1961 годы он был главным конструктором всех самолетов фирмы, самым удачным из которых оказался знаменитый «Тандерболт» - истребитель Р-47.
Благодаря созданию Р-47, фирма "Republic Aviation Corporation" стала процветающей, одной из крупнейших в мире авиастроительных компаний.
В 1944-1946 годах Картвели спроектировал первый реактивный самолет, который поступил на вооружение в 1947 году под обозначением F-84 «Тандерджет». Всего было построено около 4,5 тысяч истребителей F-84 различных модификаций. Самолет имел мощное вооружение, применялся в ходе воздушной войны в Корее.
На одной из последних модификаций - F-84G - предусматривалась возможность доставки тактического атомного оружия. Истребитель-бомбардировщик F-84F и разведчик RF-84F «Тандерфлэш» длительное время состояли на вооружении США и стран НАТО.
"Лебединой песней" Картвели стал сверхзвуковой истребитель F-105 «Тандерчиф». Было построено более 800 самолетов пяти модификаций. F-105 широко применялся во время войны во Вьетнаме - в 75 % боевых операций с использованием авиации.
6. Клыков Владимир Александрович
Владимир Клыков, один из создателей знаменитого самолета "Дуглас", родился в 1898 году в г. Севастополе.
В 1933 году Клыков начал работать заместителем начальника отдела прочности в фирме "Дуглас Эркрафт" в городе Санта Моника (штат Калифорния) и одновременно преподавал в Калифорнийском технологическом институте. Он принимал непосредственное участие в создании большинства самолетов фирмы "Дуглас Эркрафт", входил в команду конструкторов знаменитых "Дугласов" (модели DC-2 и DC-3) (1). Это были одни из лучших на тот период военно-транспортных и пассажирских самолетов.
За все время в США было построено 10655 самолетов, из них в военном варианте (C-47) - 10 048. В Советском Союзе всего было построено (ПС-84 и Ли-2) - 4 937 "Дугласов".
Владимир Александрович Клыков внес огромный вклад в организацию воздушного сообщения в США. После войны руководил отделениями Управления гражданской авиацией США в Вашингтоне и Лос-Анджелесе. Он также возглавлял комитет по безопасности полетов Национального консультативного комитета по воздухоплаванию (сокр. NACA), в тот период времени, когда в США состоялись запуски первых космических кораблей с астронавтами на борту.
В.А. Клыков преподавал в нескольких высших авиационных учебных заведениях США, читал курсы лекций по проектированию и расчету летательных аппаратов, в том числе расчетам летательных аппаратов на прочность, а также по гидродинамике, надежности и безопасности воздушного транспорта.
7. Владимир Николаевич Ипатьев
Он не был авиатором, но его стоит упомянуть в этой статье. И вот почему.
На его могильной плите выбиты слова: «Русский гений Владимир Николаевич Ипатьев. Изобретатель октанового бензина».
Благодаря Ипатьеву, в годы Второй мировой войны американская и британская авиация выиграли воздушную «битву за Англию» у гитлеровской «Люфтваффе». Важнейшая причина – скорость. Американские и британские самолеты заправлялись высокооктановым бензином, изобретенным в США Ипатьевым. А потому – летали быстрее немецких.
В годы Первой мировой войны генерал-лейтенант Ипатьев возглавлял в России Химический комитет при Главном артиллерийском управлении, занимавшийся организацией производства порохов, взрывчатых веществ, фармацевтических препаратов, средств противохимической защиты и др.
В 1930 году он вынужден был эмигрировать из СССР. О причинах ранее уже писал. Можно прочесть ЗДЕСЬ:
(продолжение следует)
(1) Руководил конструкторами Артур Эммонс Рэймонд
Другие статьи ЗДЕСЬ.