Все обещала рассказать, как же у меня пишутся одновременно несколько произведений, и все как-то откладывала это дело. Вчера наткнулась на "прекрасный" во всех смыслах комментарий на чужом канале. Автор канала Георгий Жаркой пишет небольшие рассказы-зарисовки из жизни. Они действительно небольшие на 1-2 минуты чтения. Выкладывает он по 3-4 таких зарисовки в день.
Честно сказать все не читаю. Если попадется в ленте рассказ с интересным названием, могу забежать и быстренько пробежать глазами. Иногда спускаюсь в комментарии, читаю и их. Вчера попалась очередная зарисовка от Георгия. Прочитала, подумала о своем и по привычке спустилась в комментарии. А там вот это (скрин делать не стала, он слишком большой и получается мелко, а многие читают с телефонов):
Сейчас будет длинно - извините...
Автор - как стахановец: публикует 3-4, а то и больше историй в день. У него просто нет времени на тщательное продумывание и "шлифовку" рассказов.
Я как-то (в контексте автора) процитировала писателя Тригорина из чеховской "Чайки": "Хуже всего, что я в каком-то чаду и часто не понимаю, что я пишу... И я говорю обо всем, тороплюсь, меня со всех сторон подгоняют, сердятся, я мечусь из стороны в сторону, как лисица, затравленная псами, вижу, что жизнь и наука все уходят вперед и вперед, а я все отстаю и отстаю, как мужик, опоздавший на поезд, и, в конце концов, чувствую, что я умею писать только пейзаж, а во всем остальном я фальшив и фальшив до мозга костей".
Тут же надо найти тему, хоть немного продумать, найти слова... а времени на это нет. По себе знаю: на написание текста примерно такого же размера надо не меньше часа; при этом я пишу где-то 3 текста в неделю, а не в день - и имею возможность сначала обдумать всё тщательно, а потом уже это напечатать и выверить.
Нет возможности делать больше и не халтурить!
Но публика не требовательна. Она уже приготовила ладони для аплодисментов и утренние сентиментальные слёзы... Можно и в сюжетах, и в оборотах ходить по кругу, всё равно верные клевреты похвалят...
Опять Тригорин: "День и ночь одолевает меня одна неотвязчивая мысль: я должен писать, я должен писать, я должен... Едва кончил повесть, как уже почему-то должен писать другую, потом третью, после третьей четвертую... Пишу непрерывно, как на перекладных, и иначе не могу. О, что за дикая жизнь!"
Впрочем... это всё приставуче, как просмотр сериалов. Я вот вроде не дура, а к "жвачке" привыкла... Да и охота иногда с кем-то пообщаться - комментаторы есть славные.
После этого выпала в осадок. Все в этом комменте прекрасно и самолюбование, и цитаты, и сравнения прошлых писателей с современными, и самоутверждение за счет принижения автора, и обесценивание работ.
Прочитала вчера, а до самого утра данный комментарий не отпускает. Решила немного по нему пройтись. Начну с того, что мы все разные и для кого-то нужны годы, чтобы что-то сделать, а кто-то тоже самое делает за несколько дней. Некоторые не могут сложить 1+1 в уме, а кто-то делит, вычитает, складывает и умножает в уме с легкостью калькулятора. Так и со словами, кому-то нужно несколько часов, а то и дней, чтобы написать простенький текст на пару тысяч знаков, а кто-то выдает такое за полчаса.
Расскажу про себя (скажете опять хвастается). Честно скажу не писать не могу, может быть, когда-нибудь испишусь, выдохнусь, возненавижу компьютер и интернет, но пока пишу, как дышу. Мне кажется, если не буду писать, то меня разорвет на части в разные стороны все мои сюжеты и герои, которые живут в моей голове. Они там живут не в перемешку, а каждое произведение в своей комнате, на своей полке.
Часто возникают какие-то идеи в процессе готовки или еды. Иногда, когда еду за рулем, но такие вещи стараюсь сразу пресекать, погружение в себя на дороге может быть чревато. Много чего приходит перед сном, так и хочется вскочить с постели и начать писать, но я себя останавливаю и заставляю спать. Кстати, на новом месте спится очень хорошо.
В голове ничего не перепутывается, ибо все лежит на своих местах, как в книжном шкафу на полках. Если, вдруг, случилось такое, что вот и все, приехали, не знаю, что написать, то сажусь за ноут и начинаю с первого предложения, а там клубочек раскручивается, и вот уже к Агнете приехала Матрена, Коловерша изучает учебники и прячет чужую обувь (хорошо, что не пописал в нее), а Николай изгоняет бесов.
Иногда, порой, я и сама не знаю, что будет в той или иной главе, что делает процесс написания еще интересней и захватывающе. Так у меня обыкновенная покупательница детских вещей превратилась в мошенницу, а администратор из клуба Вика оказалась вампиршой. Хотя Вика должна была стать обыкновенным проходным второстепенным героем. Вообще писать очень увлекательно, можно нарисовать любого героя, любой мир, взять что-то из жизни и приправить щепоткой выдумки, приукрасить, преувеличить, разрисовать разными красками.
Не первый раз вижу, как сравнивают современных писателей с классиками. Во-первых, считаю, что это сравнение не корректное. Ибо в те времена писателями и поэтами были только образованные люди, имеющие некоторый определенный доход. Лермонтов, Пушкин, Толстой не были крестьянами и бедняками. Сейчас стать писателем и поэтом может любой, все мы обучены грамоте, все имеют минимум среднее образование.
Во-вторых, они писали ручками, в смысле руками и гусиными перьями и чернилами. Только в двадцатом веке у авторов появилась возможность печатать тексты на печатной машинке. Помните такие бандурины? Напечатал, не понравилось третье и десятое предложение, выдрал лист и снова сидишь перепечатываешь. Потом появились печатные машинки, которые запоминают текст одного листа А4. Это было какое-то счастье. Я диплом на такой писала.
Сейчас народ работает на компьютере, текст набирается намного быстрей, чем если писать руками. Например, я уже не смогу что-то писать на бумаге, профдеформация. Меня просто будет бесить медленность процесса. К тому же есть возможность что-то подправить, убрать или добавить. Работать с текстом стало намного проще и быстрей, главное лови мысли и успевай их записывать.
Как-то меня спрашивали, пишу я план для произведения. Нет, планы не пишу, мне такое не нравится, это, как загонять себя в рамки. Есть повести, которые я знала, что будет в начале, в середине и чем это все закончится. В процессе написания они дополнялись сценами, деталями, новыми персонажами. Так, например, идея Тамары была: есть некая женщина, которая ухаживала за родными продолжительное время, муж стал к ней холоден и завел другую семью, жизнь у нее кардинально изменилась, нашла мужчину и все, счастливый конец. Агнета пишется в режиме дневника, тут как бы если и будет конец, то он либо открытый, либо все умерли в один день.
У Вали была идея: некая девушка получает от прабабки дар, книги, записи, развивает это все, переходит на новый уровень и все, конец. Однако вмешались некие другие силы и вообще все пошло не так, как я планировала. Так, что читаю вместе с вами, что получилось.
Откуда я беру идеи. Хочется ответить - оттуда. По сути, так оно и есть. Мысли прилетают сами и начинают кружить над головой, как ласточки над своими гнездами в погожий день. Иногда автора поклевывают в самую макушку, и требуют, чтобы их написали. Что-то берется из жизни, из своей, знакомых, приятелей, родственников. Меня муж иногда ругает, когда я рассматриваю какую-то бытовую сцену, которая происходит где-то на улице или пляже. Говорит, не хорошо, так пялиться. Но мне же интересно, я же потом это куда-нибудь могу пристроить.
А еще я люблю рассматривать красивые картинки и иллюстрации, заглядывать в них, додумывать какие-то истории к ним. Такие вещи вдохновляют и радуют.
Вот как-то так сумбурно получилось.
С уважением, Евгения