Одна из ярких особенностей деревенского быта – это общение между людьми. Мало того, что все друг друга знают, так и к незнакомым людям обращаются, как к своим. До сих пор, проходя по сельской улочке, идешь и каждому здороваешься. Сейчас, конечно, не так, как в ранешные времена. Сейчас больше для порядка «Здрасьте», а вот лет даже двадцать назад была своя культура приветствия на селе, не говоря уж о том, как было в 50е или 70е года.
Дальнейшее повествование написано по воспоминаниям Виктора Ремизова о жизни в сибирской деревне в 60-е годы.
Жизнь на селе всегда отличалась остротой языка, подковыристостью, но не злобой. Произносимые слова определялись характером человека и деревни в целом. Были деревни, где в разговоре преобладал мат и грубые выражения, а были и такие, где на мат накладывалось общественное табу. Про первые деревни говорили – «матершинная», а вторая была – «добрая деревня».
Вот бывало, встречались мужики, усаживались удобно, угощали друг друга самосадом, положив при этом кисет с махоркой рядом. При встрече обязательным приветствовали друг друга. Говорили: «Доброго здоровьичка!», «Здравствуешь!», «Здорово были!». С этих слов и начинался разговор, ибо на приветствие звучал ответ: «Здоров, проходи, садись». Дальше беседа завязывалась сама собой, закурить предлагали: «Моего заверни, злой ноне табак вышел».
Мужики с бабами здоровались иначе: «Здорова, кума!», «Здоровёхонько, кума!» али «Как поживашь?!»
Деревенские люди в большей степени живут по совести, а вот хитрость, обман, недомолвки в отношении односельчан не поощрялись. Мысль выражали прямо. И если мужик напивался пьяным и устраивал дебошь, то бабы на его «здорово, кума» говорили: «И-эх ты, рожа твоя здоровая, а меня не здоровкай!».
Чужих слов село не принимало. На старожилов даже не действовали герои популярных кинофильмов «Кубанские казаки», «Иван Бровкин». Этим артистам во многом подражала молодЕжь, и то приветствие в виде «Здоровеньки буллы» не принимали. И вообще за этим процессом строго следили деды. Если кто из малых детей скажет слово не по-деревенски, то тут же получит нагоняй: «Васька, губы оторву и язык выкину». Действовало.
Городских жителей, ранее проживавших в деревне, и приехавшихь со своими словечками, осаживали сразу: «Чтой-то ты, Николай, исковеркал язычишко то в городу. Ты жеть домой пришёл, а не на разгульной дороге в раскорячку гычишь».
Но вот к исконно городским отношение было другое. «У них - своё, у нас своё. Чего с них взять», - так рассудили деревенские.
Было и ещё одно приветствие, когда здоровались без слов. Кивали друг другу и всё. Но это было только между мужиками. И происходило это в двух случаях: либо мало знакомые, т.е. новичок ещё не прижился в деревне, либо у одного из приветствующих к другому было недоверие.
Не здоровались только в одном случае, когда человек компрометировал себя каким-либо проступком, который в деревне совершенно недопустим. Так в 1953 году мужик один в пьяной драке убил знакомого. Отсидел 10 лет, вернулся, но ни с ним, ни с его женой никто не здоровался. Затем он с семьёй вынужден был переехать в другой посёлок.
Рукопожатия при приветствии были крайне редки. В основном жали руки при длительной разлуке. Да еще по спине прихлопывали, от избытка чувств. Мужики с женщинами за руку не здоровались никогда. Как-то не принято было. Если кто в шутку девке или бабе руку протягивал, так она и обидеться могла.
Однако в некоторых случаях рукопожатие с женщиной допускалось. Интересно было наблюдать, например, когда кто-нибудь давно уехавший из деревни на место жительства в город, приезжал в гости и здоровался за руку с женщиной. Та страшно смущалась, краснела и старалась спрятаться за спины других.
Этот вид приветствия назывался «поручкаться». Вообще же надо отметить интересную деталь: когда здоровались за руку с незнакомыми или малознакомыми людьми, то перед тем, как поздороваться, обязательно вытирали руку об собственную одежду. И ни в коем разе не ручкались в варежках.
Если ритуал приветствия с глазу на глаз был не многословен, то в письмах было всё наоборот. В нашей деревне письма начинались с одной фразы: «Добрый день, весёлый час, пишу письмо и жду от вас». А уже после этого шло: «Здравствуйте, милые наши (шло перечисление всех, кто к этой категории относился), с приветом к вам и пожеланиями здоровья ваши родные (шло перечисление таковых)». В конце письма обязательной была приписка: «На наш привет скоро ждём от вас ответ», и «Целуем и крепко накрепко обнимаем».
Сам я являлся участником всего этого, и писем под диктовку бабушек в детстве переписал великое множество, и по сей день помню, у кого из деревенских и где жила родня.
Последним случаем, где применялся ритуал приветствия, были похороны. На самих похоронах здороваться было не приято. Но когда в могилу по обычаю бросали по горсти земли, то говорили: «Ну, Иван, передавай там привет нашим».
Умирают многие деревенские традиции, но душа радуется, когда идешь по деревенской улочке, а каждый встречный тебе кивает и здоровкается…
С вами была Ольга Блохина - Я ДЕРЕВЕНСКАЯ