Найти тему
Судоходные шлюзы

Новосибирский судоходный шлюз

Общий вид на шлюз
Общий вид на шлюз

Новосибирский шлюз ⎼ железобетонный, однониточный, трехкамерный, с головной системой наполнения, доковой конструкции с разрезным днищем, с полной обратной засыпкой. Расположен на надпойменной террасе правого берега реки Обь в 20 км выше областного центра г. Новосибирска, 680 км от слияния рек Бия и Катунь и входит в состав транспортно-энергетического узла на реке Обь. Является единственным судоходным шлюзом за Уралом.  Входит в состав Новосибирского гидроузла и обеспечивает судопропуск в створе Новосибирской ГЭС.

Продольный разрез шлюза
Продольный разрез шлюза
Поперечный разрез камеры шлюза
Поперечный разрез камеры шлюза
-4

В основании шлюза залегают преимущественно пески разнозернистые с глинистыми коренными породами.

Габаритная длина (между внешними гранями устоев верхней и нижней голов) ⎼ 553 м.

Камеры шлюза: длина ⎼ 148 м, полезная длина ⎼ 145 м, ширина ⎼ 18 м, глубина на пороге при НПУ – 6,0 м, площадь по зеркалу ⎼ 2 516,00 м², объем сливной призмы при НПУ и УНБ = 93,7 ⎼ 21,4 тыс. м³.

Головы шлюза докового типа из монолитного армированного бетона.

Тип системы наполнения шлюза ⎼ головной, системы перепуска – головной; среднее время наполнения – 8-10 мин, опорожнения ⎼ 9 мин.

Криволинейные палы выполнены:
- на верхней голове в виде сплошных армобетонных стенок уголкового вида;
- на нижней голове из железобетонных опор расположенных через 12 м, с железобетонными стенками между ними, их длина – 87 м.

На верхней, промежуточных и нижней головах, в качестве основных, установлены двустворчатые ворота ригельного типа. Маневрирование створками ворот осуществляется с помощью электромеханического привода (штанговый). На верхней головы предусмотрены подъемно-опускные (плоские, скользящие) аварийно-ремонтные ворота с электромеханическим цепным приводом г/п 200 т на каждую сторону. На нижней голове предусмотрены двустворчатые стоечно-ригельные ворота с электромеханическим приводов (цевочная рейка).

Затворы водопроводных галерей: рабочие – плоские скользящие (4,8х3,0 м; вес 7,5 т), ремонтные – плоские скользящие (3,5х3,0 м; вес 3,5 т).

Предохранительное устройство от навала судов не установлено. Также отсутствует оборудование для обеспечения шлюза в условиях продленной навигации.

-5
-6
-7

На стенах секций в специальных нишах смонтированы плавучие рымы для швартовки судов, оборудованные вертикальными и горизонтальными крюками. Высота горизонтального крюка 1,5 м над водой. Вес рыма 1,61 т. Расстояния между направляющими рымов 20 м.

Центральный пульт управления работой шлюза расположен в здании верхней головы шлюза.

Время судопропуска одиночного судна – 45 мин, группы судов – 52 мин.

-8

Архивные снимки со строительства Новосибирского шлюза

📷 gelio.livejournal.com; nsk.novosibdom.ru; dmitriytravel.ru