Зима такая же, как и при нас 200 лет назад. Снег такой же белый и холодный. Лишённый микробов и пыли, совершенно чистый воздух прорезывают дирижабли и аэропланы. Синеву неба чертят чёткие линии светящихся вагонов воздушной дороги. Желающие могут двигаться с быстротою телеграмм. Для удобства и приятности сообщения Санкт-Петербургское шоссе целиком превращено в кристально-ледяное зеркало, по которому летят, скользя, изящные аэросани. А Кремль все так же украшает древнюю Белокаменную и с золотыми куполами представляет феерическое зрелище.
Это не сценарий нового фантастического фильма, а надписи на открытках 1914 года, выпущенных кондитерской фабрикой «Эйнемъ».
Еще мирное время, закат царской России. Кондитерские компании изо всех сил стараются обойти конкурента и угодить покупателю не только вкусом, но и упаковкой. Ведь все эти коробочки, баночки, фантики и открытки сами по себе представляли произведение искусства. Их создавали известные художники, а народ коллекционировал.
На этот раз «Эйнемъ» (ныне «Красный Октябрь») заказали неизвестному художнику серию футуристических открыток. Автор представил, как будут выглядеть знаковые места Москвы через 200 и 300 лет.
Что интересно, на одной открытке изображен Центральный вокзал, который планировался в Александровском саду у стен Кремля, но так и не был построен. А еще странно, что одежда людей за 300 лет почти не изменилась.
Но есть и попадания в реальность — метро, о котором в начале 20 века только говорили; или монорельс, о нем и не мечтали…
Для «удобства и приятности сообщения» Санкт-Петербургское (ныне Ленинградское) шоссе превращено в ледяное зеркало и по нему путешествуют на санях.
В будущем художник не видел войн, а весь флот должен быть упразднен по договору в Гааге. Москва-река же работает исключительно как торговый порт.
А это Лубянка и прототипы монорельсовой дороги.
На Красной площади бойкое движение и все еще стоит памятник Минину и Пожарскому, поставленный здесь в 1818 году.
А на Театральной разросся до космических размеров ЦУМ (тогда он назывался торговый дом «Мюр и Мерлиз»).
Здесь также изображены пожарные, которые едут тушить Большой театр! :)
Вот так немного наивно, а где-то и довольно точно, художник изобразил Москву будущего.