Найти в Дзене
Дневники Зеленого края

Иран хочет купить "Ночного охотника". Там хорошо помнят, как воевали против наших вертолётов. Вертолётные воздушные войны.

Иран может стать третьим иностранным покупателем Ми-28. Они хорошо знакомы с машиной по боям с запрещенным ИГИЛ на севере Ирака, где вертолёты российского производства проявили себя с самой лучшей стороны. Фото МО РФ.
Иран может стать третьим иностранным покупателем Ми-28. Они хорошо знакомы с машиной по боям с запрещенным ИГИЛ на севере Ирака, где вертолёты российского производства проявили себя с самой лучшей стороны. Фото МО РФ.

Во времена Ирано-иракской войны, 80-х годов прошлого века, возможно впервые в истории, боевые вертолёты не просто занимались привычной работой по поддержке сухопутных войск, но массово были задействованы в борьбе друг против друга. Никогда до этого винтокрылые машины не применялись так масштабно в воздушных сражениях. Основными действующими лицами в тех боях выступили две лучшие на то время разработки в области армейской авиации - иранские вертолёты АН-1S Cobra, производства Соединенных Штатов и советские "крокодилы" Ми-24 военно-воздушных сил Армии Ирака. Обе машины стоили друг друга и по тем временам были единственными в своем роде.

Это интересно: "Hasta la vista, baby", или "следующий этап в эволюции бронированной техники". Западные эксперты открыли для себя БМПТ "Терминатор"

АН-1S Cobra ВВС Ирана и КСИР. Несколько десятков таких машин было сбито в прямы боестолкновения с иракскими Ми-24. Фото КСИР
АН-1S Cobra ВВС Ирана и КСИР. Несколько десятков таких машин было сбито в прямы боестолкновения с иракскими Ми-24. Фото КСИР

Поначалу борьба шла с переменным успехом, но потом чаша весов полностью склонилась в сторону меганадежной советской машины, на Ближнем Востоке больше известной как "Hind" - "Лань". Произошло всё это в конце зимы 1986 года, во время решающей битвы за портовый иракский город Умм-Каср, последний оплот Южного фронта Саддама Хусейна. Четыре иранские "Кобры" и два многоцелевых вертолёта "Bell"летели поддерживать свои танковые колонны, рвущиеся к удобной бухте Абдуллах, в северной части Персидского залива.

Это интересно: Дешевые одноразовые дроны становятся "кошмаром для ПВО". Стали известны скандальные подробности, как БПЛА КНДР взломали "лучшую ПВО Азии".

Тогда "Кобрам" не повезло. Наземные посты иракцев обнаружили их раньше и когда пилоты АН-1S заметили два "Крокодила", иракские машины уже разворачивались для атаки. Иракцы использовали для удара смонтированные на Ми-24 ПЗРК и даже малогабаритные советские ракеты "воздух-воздух" Р-60 и уничтожили почти всё авиакрыло. Удалось уйти лишь одной "Кобре". Западногерманская пресса в те дни писала, что за штурвалами "Крокодилов" сидели профи-офицеры из Народной Армии ГДР, но так это или нет точно сказать нельзя. Факт в том, что на иранцев встречи с "Крокодилами" произвели мощное впечатление, особенно с учётом того, что в справочниках фигурируют 53 победы Ми-24 только в воздушных боях.

Это интересно: Очередной крупный скандал с Ф-35 - теперь в Израиле. Американский "стелс" продолжает оправдывать высокое звание "истребителя бюджета".

Иракские Ми-24 в 80-х годах прошлого века попили немало кровушки иранским элитным танковым войскам и армейской авиации. СССР придерживался в войне нейтралитета.  Машины обслуживали специалисты из ГДР, и говорят они же воевали в качестве пилотов. Фото ВВС Ирак
Иракские Ми-24 в 80-х годах прошлого века попили немало кровушки иранским элитным танковым войскам и армейской авиации. СССР придерживался в войне нейтралитета. Машины обслуживали специалисты из ГДР, и говорят они же воевали в качестве пилотов. Фото ВВС Ирак

С тех пор прошло немало времени, и те иракцы уже много лет используют вертолёты новых поколений, к примеру, российские Ми-28НЭ и Ми-35. А вот Иран, давно находящийся под различными санкциями и эмбарго, свой парк вертолётов так и не сменил. Самые свежие в нём - многоцелевые Ми-171, в количестве 25 единиц. Остальное, это старые американские "Кобры", "Беллы" и "Чинуки" времен ещё Вьетнамской войны. Местные предприятия сами наладили производство запчастей к ним, но время этих машин давно ушло.

Читайте ещё: Увертюра для "Леопарда-2" на "Гобое". Как тульский ПТРК стал самым страшным кошмаром для знаменитого немецкого танка.

Сами иранцы строить боевые вертолёты "с нуля" так и не научились. И теперь у них появился вполне реальный шанс заполучить самые современные машины, к тому же проверенные в очень жарких боях. Бойцы КСИР хорошо знакомы с работой Ми-28НЭ с 2015-2016 года, со времени освобождения городов на севере Ирака и штурмов Тикрита и Мосула, занятых боевиками запрещенного ИГИЛ. Ми-28НЭ тогда здорово выручали бойцов КСИР, когда ВВС США отказывались летать из-за внушительного иранского присутствия в рядах правительственной Армии Ирака.

Читайте по теме: Если Иран сделает большой заказ на Су-35, Россия откажется от них в пользу Су-57. Разведки Запада сообщают об "авиационном буме" в России.

В боях проив запр. ИГШ на севере Ирака Ми-28НЭ совершили более 1500 вылетов и не понесли потерь. Иранские генералы высоко оценили этот факт. Фото ВВС Ирак
В боях проив запр. ИГШ на севере Ирака Ми-28НЭ совершили более 1500 вылетов и не понесли потерь. Иранские генералы высоко оценили этот факт. Фото ВВС Ирак

Это интересно: Авиация ВКС начала гонять американские стратегические дроны над Чёрным морем. Операторы жалуются, что им "не дают работать"

Если верить поступающим из разных источников сообщениям, Тегеран заинтересован в милевских изделиях больше, чем в "Аллигаторах" в том числе и из-за более щадящей экспортной цены за единицу. Да и тот факт, что опытные командиры знают и уважают "Ночного охотника", также играет немаловажную роль. Считается, что получателем первой установочной партии может стать Корпус стражей (КСИР), который сейчас особенно остро нуждается в боевых машинах такого класса. В том числе, и для зарубежных операций.

Читайте ещё: По прозвищу "Годзилла". Танк Т-90М пошёл в большую серию и радует операторов боевой мощью. Сколько "Прорывов-3" могут произвести на УВЗ?

Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если материал показался вам интересным. Спасибо!