Найти тему
Gorbunoff - все о машинах

Новое поколение военных ЗиЛ из 2000-х – «Калам-1»

Завод имени Лихачёва был уважаем руководством Советского Союза, за свою надёжность и бесперебойные поставки качественной техники для нужд муниципальных служб и, что важнее, армии. Предприятие поставляло настолько много грузовиков для военной сферы, что в некоторые годы до 40 процентов машин в ней были представлены под маркой ЗиЛ.

Первым на ум приходит непревзойдённый трёхосный ЗиЛ-131, который был превосходной машиной для своего времени, но все понимали, что его актуальность не вечна и уже в 70-х годах в столице начали готовить его приемника. Советская армия требовала от предприятия грузовик с мощным дизельным двигателем, грузоподъёмностью, превышающей 4 тонны, а также разработать для него кабину, готовую к определённым доработкам под нужды сапёрных, радиационных и химических войск. До начала 2000-х в Москве было создано несколько поколений экспериментальных машин, способных заменить 131 на его посту, но по-настоящему достойный грузовик им удалось создать уже на закате существования предприятия.

-2

К 2004 году были собраны два прототипа грузовых машин, способных в будущем затмить славу своего именитого предка. Двухосный ЗиЛ-4327А1 и трёхосный ЗиЛ-4334А1 принадлежали проекту «Калам-1» и обладали большим количеством прогрессивных технических решений. Под капотом четырёхколёсной машины расположили рядный четырёхцилиндровый дизель ЯМЗ-534 с рабочим объёмом 4,5 литра и отдачей в 170 лошадиных сил и механическую пятиступенчатую коробку передач СААЗ, что позволило ей достичь без особых трудностей перевозить груз весом в 2,5 тонны.

-3

Старшая версия, способная перевозить до 4 тонн груза, оснащалась шестицилиндровым ЯМЗ-536 на 6.7 литра с мощностью в 210 лошадей, но в пару к ней поставили шестиступенчатую механическую трансмиссию собственного производства с усовершенствованными синхронизаторами. Обе силовые установки, благодаря системе впрыска «Common Rail» фирмы Bosch, интеркуллеру и электронному ограничителю оборотов, попадали под экологические нормы класса Евро-4. Главным шагом вперёд, стал отказ от подключаемого полного привода, в пользу постоянного с оставлением того же, проверенного временем устройства шасси. Что касается подвески, то она была двухрычажной, с составными торсионами в качестве упругого элемента и двумя амортизаторами, вместо одного. Новая схема позволила увеличить дорожный просвет с 330 до 390 миллиметров, а также нарастить колею до 2 метров, что давало ЗиЛам возможность двигаться в одной колонне с широкими Уралами и КамАЗами.

При создании этого поколения военных грузовиков, военные инженеры руководствовались принципами модульности и ремонтопригодности своих машин. Но, даже не смотря на успешное прохождение финальных испытаний, готовый к производству проект не решились запустить в серию. По какой причине – неизвестно.