Малагасийцы Мадагаскара построили образ жизни вокруг смерти: в сухие зимние месяцы в различных городах и деревнях проходят церемонии фамадихана, известные как «переворачивание костей», чтобы почтить память усопших.
Раз в два-семь лет каждая семья устраивает большой праздник в родовом склепе, где останки мертвых эксгумируют, заворачивают в тонкий шелк, опрыскивают вином или духами и выносят на общественные праздники. В малагасийской культуре переворачивание костей является жизненно важным элементом для поддержания связи с почитаемыми предками, которые до сих пор играют очень важную роль в повседневной жизни.
Антрополог профессор Морис Блох, изучавший ритуал, говорит, что церемония — это шанс воссоединить семью. Это воспоминание о том, чтобы снова быть вместе, трансформация, чтобы мертвые могли еще раз испытать радости жизни. Но самое главное, по его словам, фамадихана — это акт любви.
Как сказал один иностранец, который был свидетелем церемонии: «Я ожидал самых жутких церемоний, но вместо этого нашел крайнюю форму обожания близких, которая навсегда изменит мое отношение к жизни и смерти.
Обычай основан на вере в то, что духи умерших не присоединяются к высшему миру предков до тех пор, пока тело полностью не разложится, и до этого времени дух умершего все еще задерживается и может общаться с живыми. Пока они не уйдут навсегда, празднества фамадиханы — это способ излить на них любовь и привязанность.
Смерть для многих малагашей не печальное событие, а время празднования. Считается, что предки, как и все, ценят по-настоящему хорошую вечеринку, особенно устроенную в их честь.
Ритуалы фамадихана
Члены семьи приезжают издалека, чтобы посетить фамадихану, иногда путешествуя целыми днями пешком, чтобы посетить двухдневное празднество. Когда все собрались, трупы аккуратно вытаскивают из гробницы или склепа и заворачивают в соломенные коврики. Группы людей поднимают трупы над головами и уносят их, а затем кладут их бок о бок на землю для очистки и одевания. Их высушенные погребальные одежды деликатно стягивают с трупов, а тела облачают в свежие шелковые одежды. Женщины, у которых проблемы с зачатием, берут фрагменты старого савана предка и кладут их под матрасы (или даже съедают их), чтобы вызвать беременность.
С тел осторожно снимают старую одежду.
После одевания покойного проводится большой праздник с музыкой, танцами и огромным пиром среди жителей деревни. Пока группа играет на оживленном мероприятии, члены семьи танцуют с телами. Для кого-то это возможность сообщить умершим семейные новости и попросить у них благословения, для других — время вспомнить и рассказать истории об умерших.
Когда праздник заканчивается, тела должны быть возвращены в могилу, поскольку солнце медленно уходит за горизонт. Их перезахоранивают вместе с подарками в виде денег и алкоголя и кладут вверх ногами, чтобы замкнуть круг жизни и смерти. После заключительного ритуального очищения усыпальницу сразу же закрывают – мощный и эмоциональный момент, воплощающий в себе все духовное богатство торжеств предыдущих дней.
Ритуалы имеют некоторое сходство с ритуалом Ма'Нене, проводимым Тана Тораджа в Южном Сулевси, фестивалем, во время которого члены семьи эксгумируют мумифицированные тела, моются, одеваются в свежую одежду и проходят по деревне.
Фамадихана сегодня
Ритуал фамадиханы находится в упадке из-за расходов на празднование и противодействия со стороны некоторых христианских организаций. Проведение празднеств - дорогостоящее дело, которое включает в себя тщательную подготовку, включая обеды для сотен гостей и дорогие шелковые саваны, чтобы завернуть покойного. У некоторых бедняков нет фамильных склепов, поэтому они копят несколько лет, чтобы построить один, а затем устроить праздник в память о своих умерших предках. Малагасийцы верят, что никакое жилище для живых не должно быть таким солидным и дорогим, как гробницы, в которых покоятся мертвые, а денег, потраченных на то, чтобы сделать предков счастливыми, больше, чем любой член семьи мог бы мечтать потратить на себя.
На Мадагаскаре растет сопротивление со стороны протестантов-евангелистов, которые не одобряют этот обычай, хотя католическая церковь больше не возражает, потому что считает фамадихану чисто культурной, а не религиозной.
Писатель-путешественник Хилари Брэдт, присутствовавшая на праздновании фамадиханы, описала значение, которое она придавала этим уникальным ритуалам: «В нашей культуре нет механизма, гарантирующего, что спустя годы после их смерти мы продолжаем помнить об умерших. Да, мы чтим их память и возлагаем цветы на их могилы, но в одиночку. Церемония переворачивания костей – это коллективное выражение уважения и любви».