Согласно официальным данным, 8 января 1977 году в московском метро, а также в продовольственном магазине №15, который располагался на улице Дзержинского и неподалеку от ГУМа, произошло 3 взрыва. В результате серии взрывов погибли 7 человек, а 37 человек получили ранения различных степеней тяжести. Среди погибших и раненых, оказались также дети. Советские СМИ, по понятной причине, масштабно не освещали подобную новость, которая особый резонанс получила в западных изданиях. В этой статье мы хотим рассказать о том, кто стоял за серией терактов в Москве в 1977 году.
Происшествие потрясло не только жителей Москвы, но и сотрудников КГБ
Оперативно-розыскную группу, которая занялась расследованием данного дела, возглавил генерал-майор КГБ Вадим Удилов. Уже позже, он вспоминал, что данное происшествие потрясло не только жителей Москвы, но и сотрудников КГБ. Ранее, ни с чем подобным «чекисты» не сталкивались. Оперативники опросили не менее 500 свидетелей, однако получить хоть какую-то мало-мальски ценную информацию, которая помогла бы расследованию, так и не вышло. Параллельно с начались исследования компонентов разорвавшихся бомб.
Операция по поимке преступников была объявлена всесоюзной – сотрудники КГБ получили указание абсолютно все свои дела вести в привязке к делу подрывников, а любую информацию, которая могла бы помочь расследованию, в срочном порядке отправлять в Москву. К расследованию дела, были подключены также территориальные органы МВД.
В результате проводимых мероприятий, во всем Советском Союзе были найдены несколько изобретателей собственных бомб, которые готовились к тому, чтобы в скором времени отомстить своим обидчикам. Их целью были инспекторы рыбоохраны, которые промышляли незаконной добычей рыбы.
Зацепку нашел стажер, однако встретиться с преступниками было не суждено
По итогу проводимого расследования, в Ташкенте, у одной из пассажирок, стажер КГБ заметил сумку, которая проходила по ориентировке. Точно такую же сумку использовали подрывники в метро. Оказалось, что данное сумку изготавливали в Ереване (являлся одним из 3 городов, который также был указан в ориентировках – прим.).
Следователи отправились в Ереван по личному поручению Андропова и на его персональном самолете. Но, встретиться с преступниками было не суждено. Примерно в тоже время, подрывники отправились на поезде из Еревана в Москву. Они везли в столицу еще 3 бомбы, которые были начинены шрапнелью. Взрывы должны были прогреметь на Курском вокзале и пока группа Удилова искала преступников в Ереване, они спокойно прибыли в Москву.
Осуществить задуманное у преступников не получилось. Они пронесли бомбы на Курский вокзал, оставили в зале-ожидания, а сами уехали обратно в Ереван. По счастливой случайности взрыва не произошло. Вскоре пассажиры обнаружили сумку, которая отнесли в опорный пункт милиции на вокзале. При открытие сумки, тумблер повернулся, однако взрыва не произошло. За время функционирования, в часовом механизме, который был установлен на бомбе, попросту села батарейка, а потому механизм не сработал.
В поимке преступника помогли вещи, которые были оставлены в сумке
Как позже вспоминал Вадим Удилов, исходя из вещей, которые были найдены в сумке, где хранилась бомба, удалось составить приблизительное описание внешности одного из преступников. Следователи знали, что предполагаемый преступник едет в Ереван.
По итогу, с поезда «Москва - Ереван» были сняты 2 человека – Степанян и Багдасарян. Оба ехали без документов, а Степанян подходил под описание, которое было составлено следователями. В Ереване подозреваемых допросили, и следователи довольно быстро поняли, что они имеют отношение к совершенным терактам. Было принято решение в срочном порядке провести целый ряд обысков.
При проведении расследования, следователям пришлось столкнуться с противодействием со стороны правящей элиты Армянской ССР. Власти Армении отказывались признавать, что у них под носом действовала диверсионно-террористическая группировка. Однако при обысках, были найдены компоненты для изготовления бомб. А в скором времени, следователи смогли выйти на руководителя группы – Степана Затикяна.
В итоге, преступников приговорили к высшей мере наказания. Приговор был приведен в исполнение в 1979 году…