- Да ты послушай себя, д*ра. Там сотни живых людей. Сотни! Совесть есть у тебя? Нет?
- Дим, они нам никто.
Этот диалог, наверное, является последним между главным героем фильма “Дурак” и его супругой. Разговор краток, однако содержит в себе главную проблему всего фильма – противостояние эгоизма и альтруизма в наше время. Об этом и пойдёт речь в нашей статье, а по её завершении вернёмся к остросоциальному фильму Юрия Быкова, который отлично иллюстрирует эту проблему.
Прежде всего затронем несколько понятий:
Альтруизм - готовность бескорыстно действовать на пользу общества, не считаясь со своими интересами.
Эгоизм - cебялюбие, предпочтение личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.
Касаемо эгоизма возникает мало вопросов. Вполне очевидно, что когда потребности двух людей противоречат друг другу, любой может действовать в своих интересах. Если человек делает выбор в свою пользу, он поступает эгоистично и на это есть объективные причины. Альтруизм – понятие менее очевидное. Термин введен французским философом Огюстом Контом, как антоним слова «эгоизм». Основатель позитивизма философ Огюст Конт считал, что под влиянием альтруистических тенденций общество, как целостный социальный организм, будет развиваться в направлении все большей гуманизации ценностей.
Происхождение альтруизма не совсем понятно, так как на первый взгляд данное свойство личности противоречит её естественным потребностям, ведь заставляет идти на лишения. На самом деле альтруизм основывается на чувстве эмпатии, которое сформировалось у человека в процессе эволюции. Существует множество гипотез на эту тему, но все они сводятся к повышению шансов на выживание. Когда сородич испуган и для его жизни есть реальная угроза, нет времени анализировать ситуацию и разбирать причину его страха. Этот страх передается с помощью эмпатии, и в сознании возникает репрезентация состояния сородича . В результате удается более точно и быстро среагировать на ситуацию, спасти человека и при этом не рисковать самому. Зоопсихолог Франц де Вааль описал многочисленные примеры эмпатии у приматов и других животных. Например, проводился эксперимент, при котором крысы должны были нажимать на кнопку, которая дает им еду, но при этом бьет сородича током. Результаты показывают, что крысы отказываются нажимать на кнопку, наблюдая за страданиями другого животного. Всё это значит, что объективной причиной альтруистичных настроений является заложенное природой чувство эмпатии. Способность человека к этому чувству можно выяснить на биологическом уровне, подробнее об этом писал А.В.Марков в своем докладе «Эволюция кооперации и альтруизма: от бактерии до человека».
ЧТО МЫ ВИДИМ СЕГОДНЯ?
“Делай деньги вот так.” – отрывок из песни Morgenshtern ”Вот так”. Огромное множество современного популярного творчества в соответствии с неолиберальным курсом подбивает своих зрителей, читателей и слушателей следовать этому самому курсу, присоединяться к культу потребления. В условиях, где человек реализуется только через приобретение, потребление и накопление благ, общество будет поощрять ныне именуемый индивидуализмом эгоизм, потому что цели людей в этом обществе друг другу противоречат. Людям есть что делить, и даже умеренные альтруистичные наклонности будут мешать этой системе. Увы, но этот путь человек выбирает не добровольно, это является вынужденной мерой для сохранения своей жизни и жизни семьи, прямо как в дикой природе, но с поправкой на цивилизованность.
Современный капитализм без твёрдой и законодательно гарантированной социальной составляющей, является системным врагом любых форм сплочения людей. В своём существе капитализм полностью социопатичен и плодит в огромном количестве эгоистичных индивидуалистов, алчных потребителей и моральных отщепенцев. Его собственный «социум» – это стаи хищников и безликая масса разного рода приспособленцев, паразитирующих друг на друге ради временной общей цели.
Такую картину мы и наблюдаем в фильмах Быкова. В них нет лишнего, в них только демонстрация разрушительного противостояния “общего” и “личного”. Это кино не только драма, это трагедия. И такие трагедии происходят в жизни повсюду, как бы не казалась эта история фантастической. Разрушительность этого противостояния обретает различные формы, но её содержание всегда одинаково.
Во время просмотра кино Быкова вы точно зададитесь разными вопросами, среди которых будет и вопрос о том, когда закончится нездоровая конкуренция между людьми, но автор фильма не даст вам ответы, он оставит вас наедине с этой мучающей интригой. Можно “по-философски” принять эту интригу, кичиться осознанием тщетности бытия и т.п., однако нужно искать ответы и упрямо копаться в сути вещей.
Мы предложим свой ответ: противостояние “общего” и “личного” со всеми вытекающими последствиями рано или поздно закончится победой чего-то одного, что называется развитием. Если капитализм это последнее, что стоит на пути к построению общества на коллективных началах, то его конец и будет концом разрушительной борьбы и победой “общего”.
А когда, по-вашему, мы перестанем быть друг для друга чужими?
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot
Для желающих поддержать нашу регулярную работу:
Сбербанк: 2202 2068 9573 4429