Почему важно знать, что такое синдромный анализ в нейропсихологии?
Потому что можно с разных позиций подходить к изучению нарушений высших психических функций. Например, можно констатировать "у вас нарушено то-то и то-то". Иногда этого бывает достаточно.
А если сделать так:
- качественно проанализировать дефект,
- разобрать, из каких именно компонентов он состоит,
- определить как они обуславливают друг друга,
- понять, в какой последовательности они проявились,
- проанализировать, при каких условиях нейрореабилитации будет возможно этот дефект преодолеть максимально эффективно.
Такой подход, безусловно, гораздо более эффективен.
Немного о персоналиях
Л.С. Выготский Психология развития человека: "Как бы мы ни толковали высшие психические функции, мы... прибегали к некоторому более сложному, более цельному понятию личности, из отношения к которой и пытались объяснить такие относительно простые функции..."
Л.С. Выготский сформулировал основные принципы строения всех высших психических функций. Именно он разработал принцип их системного строении и организации. Он определил последовательность формирования и возможности прижизненного изменениях мозговой организации ВПФ. И именно благодаря ему, мы понимаем, что при нарушенной работе структур головного мозга, выпадают не просто отдельные структуры, а все функции, в которых эти структуры принимают участие.
Как следствие - появляются вторичные нарушения. Потому что функции, которые должны развиваться хронологически на основе поврежденной функции, окажутся нарушенными из-за нее. Хотя сами по себе они могли бы функционировать нормально. Так выделяются нейропсихологические синдромы - закономерное сочетание нейропсихологических нарушений (симптомов), в основе которых лежит выпадение общего нейропсихологического фактора. Это подводит нас к пониманию того, что такое синдромный анализ в нейропсихологии.
Суть понятия синдромный анализ в нейропсихологии
Синдромный, он же - факторный, системный, анализ нарушений высших психических функций. Это самый надежный способ действительно разобраться с природой дефекта и построить эффективную программу нейропсихологической коррекции.
По положениям синдромного анализа в нейропсихологии, нарушения недостаточно констатировать. Необходимо определить их форму - первичный дефект отделить от вторичного, провести структурный (качественный) анализ каждого из наблюдаемых симптомов с точки зрения характера выполнения заданий, соотнести это с количественными оценками психической деятельности.
Выявленные первичные и вторичные (иногда и третичные) нарушения необходимо соотнести между собой. Важно учесть хронологию нормативного развития и системной организации функций. Помимо нарушенных функций должны быть выделены функции сохранные, как опора для восстановления поврежденных функций.
При нейродиагностике с позиций синдромного анализа мы уверенны, что полученные результаты будут надежными и точными. Это обусловит эффективность будущей нейропсихологической коррекции.
Как следствие - появляются вторичные нарушения. Потому что функции, которые должны развиваться хронологически на основе поврежденной функции, окажутся нарушенными из-за нее. Хотя сами по себе они могли бы функционировать нормально. Так выделяются нейропсихологические синдромы - закономерное сочетание нейропсихологических нарушений (симптомов), в основе которых лежит выпадение общего нейропсихологического фактора. Это подводит нас к пониманию того, что такое синдромный анализ в нейропсихологии.
Суть понятия синдромный анализ в нейропсихологии
Синдромный, он же - факторный, системный, анализ нарушений высших психических функций. Это самый надежный способ действительно разобраться с природой дефекта и построить эффективную программу нейропсихологической коррекции.
По положениям синдромного анализа в нейропсихологии, нарушения недостаточно констатировать. Необходимо определить их форму - первичный дефект отделить от вторичного, провести структурный (качественный) анализ каждого из наблюдаемых симптомов с точки зрения характера выполнения заданий, соотнести это с количественными оценками психической деятельности.
Выявленные первичные и вторичные (иногда и третичные) нарушения необходимо соотнести между собой. Важно учесть хронологию нормативного развития и системной организации функций. Помимо нарушенных функций должны быть выделены функции сохранные, как опора для восстановления поврежденных функций.
При нейродиагностике с позиций синдромного анализа мы уверенны, что полученные результаты будут надежными и точными. Это обусловит эффективность будущей нейропсихологической коррекции.
Нейропсихологические синдромы
Какие нейропсихологические синдромы мы можем определить с помощью нейродиагностики? Рассмотрим их в нескольких блоках.
Общее
- общемозговой фактор - связан не с работой самого мозга, а структур и систем, которые обеспечивают его полноценную работу. Это системы кровообращения, ликворообращение, гуморальные влияния, биохимические процессы и т.д.
- фактор работы глубоких подкорковых структур - проявляется как составная часть ряда симптомов. Возникает при раздражении или деструкции таламуса и прилежащих областей.
Модальность
- модально-неспецифический/энергетический фактор - глубинные отделы мозга, обеспечивающие стабильность баланса возбуждения и торможения. Проявляется степенью активности мозговых структур в континууме "сон-бодрствование", управлении биологическими ритмами.
- модально-специфический фактор - зоны мозга, куда стекается информация от органов чувств. Здесь обеспечивается восприятие с одновременным вводом получаемой информации в системы памяти.
Кинезис
- кинетический фактор - ассоциативные премоторные отделы мозга. Обеспечивают возможность целенаправленног оперехода от одного элемента к другому при выполнении различных действий.
- кинестетический фактор - частный случай модально-специфического фактора. Обусловлен передачей и интеграцией сигналов, поступающих от рецепторов, расположенных в мышцах, суставах, сухожилиях. Они несут информацию о взаимном расположении моторных аппаратов в их статическом состоянии или в движении (передняя часть теменной области). Включают также схемы собственного тела и образа телесного Я.
Последовательность
- фактор сукцессивности организации ВПФ - последовательное получение информации и ее переработка тем или иным анализатором. Обеспечивает способность воспринимать реальность только при дискретном ее предъявлении (в основном, работа левого полушария).
- фактор симультанности организации ВПФ - синхронное поступление информации по многим каналам сразу. Позволяет осуществлять целостную и одновременную ее обработку (в основном работа правого полушария).
Абстрактные функции
- пространственный фактор - различные уровни переработки пространственных параметров и отношений внешней среды (ассоциативная теменная, особенно нижнетеменная, области в зоне перекрытия).
- фактор межполушарного взаимодействия - обеспечение совместной деятельности левого и правого полушарий как целостной системы (мозолистое тело и другие комиссуры).
Сознательность
- фактор произвольной-непроизвольной регуляции психической деятельности - постановка целей, соответствие их мотивам, потребностям, задачам. Также планирование/программирование действий; контроль за их исполнением. (лобные доли, синхронная работа полушарий - левое отвечает за произвольную, правое - за непроизвольную регуляцию).
- фактор осознанности-неосознанности психических функций и состояний - ориентирован на речевую систему, как формирующую вербальный отчет о состоянии. Нарушения правого полушария чаще вызывают анозогнозию, игнорирование левой половины тела, левой части зрительного и слухового пространства.
Представленный список факторов не является исчерпывающим. Но он является основным, который используется при проведении синдромного анализа в нейропсихологической диагностике.