Создатель Германской империи по праву считают Отто фон Бисмарка. "Создание германского единства под прусским началом, интеграция буржуазии в объединенный рейх - таковы были два выдающихся достижения Бисмарка в период до 1871 года", пишет Жак Дроз в книге "История Германии". Однако по словам этого же автора, ни то, ни другое н смогло бы возникнуть, если бы Германия того времени не вступила в эпоху "грюндерства". О чем идет речь? Давайте узнаем.
Великая роль "грюндерства"
В 1850-1860-е годы Германия переживала чудные времена. Они были началом экономической трансформации старой Германии, отличительной чертой которой была избыточная масса мелких ремесленников и засилье мелких рассредоточенных мануфактур. В 1850-е годы главными деятелями экономики в Германии стали "грюндеры". Gründer в переводе с немецкого значит "основатель". Мы таких людей считаем "загнившей" буржуазией, забывая подчас, что грюндеры были двигателем бурной германской индустриализации.
"...Германия оказалась в новой эре механики и капитализма. За короткий срок она становится крупным производителем угля, железа, механизмов и хлопчатобумажных тканей", указывает Ж. Дроз.
За здравствует, Zollverein
Очень скоро (по историческим меркам почти сразу) становится ясно, что отдельно экономическая жизнь Баварии, Саксонии, Пруссии и т.д. не имеет смысла. Дальновидные капиталисты одними из первых понимают, что только объединенная в общенациональном масштабе экономика может спасти Германию от двух напастей.
Во-первых, экономическая интеграция спасала Германию от иностранной зависимости. К примеру, с германского рынка был полностью вытеснен английский уголь. Ткацкая промышленность тоже отвоевала внутренний рынок. Во-вторых, к объединению объективно призывал Zollverein (Таможенный союз германских государств), существовавший с 1815 года.
После того как в 1854 году министру торговли фон дер Гейдцу удалось привлечь к Союзу строптивый Ганновер, "Германия ощущала себя все более единой на своем экономическом пути".
Деловая буржуазия переходит в атаку
Деловой мир Германии, начиная с середины 19 века, все больше консолидируется на политической основе, при этом ни на минуту не забывая о своих экономических целях. Административная система остается костной, представленной аристократами старой выучки. На дворе промышленный капитал творит великие перемены, а их идеал остается узкофеодальный и аграрный строй, который они с пылом защищают перед лицом грядущих перемен.
Вопреки воле правительственной бюрократии в германских странах возникают банки, становящиеся новой формой капитализма. Деловая буржуазия обретает мощь. Грюндеры уверены в себе. Они считают, что рост благополучия в Германии - это их личная заслуга. Они поставляют в Таможенный союз руководящую элиту: "министр фон дре Гейд, рейнские банкиры Мевиссен и Ганземан, вестфалец Крупп, берлинец Борсиг", перечисляет их Ж. Дроз.
Требование индустриальной свободы и политического единства
Эти люди в первую очередь стремятся к завоеванию материального благополучия и богатства, но именно поэтому они требуют от властей "немедленного введения индустриальной свободы".
Затем крупная немецкая буржуазия, представлявшая разные немецкие государства, все резче настаивает на осуществлении национального единства, считая, что без этой меры впечатляющие успех Таможенного союза окажутся под сомнением.
P.S.
Таким образом немецкие грюндеры и банкиры - деловая элита новой эпохи - стали главным двигателем движения к Nationalverein (Национальному союзу), созданному в 1859 году "с целью развить идею немецкого отечества в народном сознании, преодолеть сепаратистские предрассудки и обосновать гегемонию Пруссии, единственной, сумевшей благодаря Таможенному союзу создать связи, соответствующие новому масштабу материальных интересов".
Литература: Дроз Ж. История Германии.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новую статью
О неточностях и опечатках сообщайте автору