К 2010 году за всю историю человечества было создано 1,5 зеттабайт информации. Но уже к 2025 году мы произведем 175 зеттабайт информации. Знаете, сколько это 1 зеттабайт? Это 1 миллион миллионов гигабайт. Это не просто много, а фантастически много. Неудивительно, что человек уже не может переработать такие объемы информации и в механическом труде нас все чаще заменяют роботы. Да, пока нам еще есть место на рынке труда на креативных или управляющих должностях, но Реймонд Курцвейл считает, что к 2029 году уровень развития машинного интеллекта сравняется с человеческим. И что нас ждет дальше? Ответ подскажет андрагогика.
Педагогика vs. Андрагогика
Когда речь заходит о том КАК учить или учиться, вспоминаешь, что есть такая наука - педагогика, и думаешь, что найдешь ответ там.
Но знаете ли вы, что педагогика - это наука о том, как учить детей? Однако, модель, по которой ты учишься в школе, сразу после выбираешь профессию, обучаешься ей, а потом до пенсии работаешь по специальности, уже не работает.
В современном мире выбор стоит такой. Или мы учимся всю жизнь, повышая квалификацию каждые 3-5 лет. Или мы выпадаем из трудовой обоймы. Но как учиться взрослому человеку?
Принципы андрагогики - науки об обучении взрослых - были разработаны еще в 19 веке. До настоящего момента эта наука была не особо нужна, потому что все было построено на обучении детей.
Андрагогика - чему обучать?
Прежде всего давайте посмотрим, какие навыки стремительно теряют актуальность в настоящее время.
Обобщая, их можно называть, "механистические знания и навыки" - это все что можно выучить, запомнив, или освоить через простое повторение. А все потому, что роботы будут справляться с этим гораздо лучше, чем мы.
Добавьте к этому, что роботы не болеют, их дети и родители не нуждаются в уходе, им не нужно есть, пить, отдыхать, и они не страдают от скуки или эмоционального выгорания. Давайте просто признаем, что если бы мы сами набирали на работу кандидатов, роботы были бы идеальными.
Но что мы - люди - можем противопоставить роботам?
Мы не сможем даже потенциально запомнить столько, сколько они знают априори. Наше эмоциональное состояние очень зависит от обстоятельств. Мы не всегда контролируем наше поведение. А все эти вопросы перед роботами даже не стоят.
Футуристы говорят что, у нас есть шанс, если мы будем осваивать метанавыки - способность синтезировать знания из разных областей с опорой на личный опыт.
Да, можно предположить, что ближайшие десять-двадцать лет, при условии, что мы будем следить за своей эмоциональной сферой, когнитивными функциями и активно осваивать именно метанавыки, у нас есть некоторый шанс остаться востребованными.
Принципы андрагогики
Чтобы понять, чем педагогика отличается от андрагогики, давайте ответим на следующий вопрос - что есть у взрослого, чего нет у ребенка? Взрослый уже обучался, значит, есть прошлое знание. Знание применялось на практике, значит, есть прошлый опыт. Есть определенные качества, не связанные с обучением. Т.е. если суммировать, мы понимаем, что ребенок - это tabula rasa, а взрослый - определенно нет. Это основное различие, из которого следует целый ряд утверждений.
Авторитет. Обучать взрослых сложно, потому что они не воспринимают "учителя" как авторитет просто потому, что он "учитель". Их уважение нужно заслужить. Причем не только благодаря знаниям, но и как личность. Это нередко камень преткновения у взрослого в том, чтобы начать учиться.
Смысл. Ребенок учится просто потому, что так надо или нужно получить оценку. Такая внешняя мотивация больше не работает. Взрослый может учиться, только если понимает ЗАЧЕМ и ДЛЯ ЧЕГО, часто оценка извне не является для него мотивом. Т.е. нужно искать мотивацию в личностном смысле.
Прошлое, настоящее, будущее. Для ребенка это абстрактные и малозначащие понятия. Для взрослого - это 3 больших проблемы, в которых он в течение жизни застревает эмоционально. Чтобы учеба имела смысл, она должна:
- вписываться в ожидаемое будущее,
- не мешать настоящему,
- не триггерить прошлое.
Когнитивный потенциал. Обучавшийся ранее взрослый УЖЕ имеет в арсенале навыки работы с вниманием и обработки информации, а это мощная база. Да, может быть что-то лишнее, но в основном вы уже потратили годы, чтобы это накопить. Правильно пользуйтесь этим. Если вдруг вы понимаете, что у вас когнитивные навыки "просели", это нужно исправить.
Метод. Методы обучения взрослых предполагают больше самостоятельной работы. В основном потому, что взрослый в состоянии правильно организовать свое время и силы, а также знает свой предпочтительный метод обучения. Он часто не тратит свое время на новые или необычные способы, потому что хорошо знает те, которые работают именно для него. Это экономит время и силы. Если ты не знаешь свой стиль обучения - это первое с чего нужно начать самообразование.
Собственное Я. Это самое интересное и глобальное. Личность ребенка только формируется. А вот взрослый - личность сложившаяся. Обучаться без понимания "зачем мне это как личности" практически невозможно.
Когда ждать восстания машин?
Будем надеяться, что никогда, конечно. Пока все в наших руках. Это мы решаем в ЛЮБОМ возрасте, кем мы хотим быть. А значит - и чему учиться, для чего и каких усилий это от нас потребует. Андрагогика поможет нам справится со сложностями обучения. А если вы понимаете, что вам нужна помощь в освоении новых жизненных целей - обращайтесь, я всегда буду рада