Забота — это удовлетворение потребностей человека. У детей разных возрастов есть свои задачи и потребности. И забота для ребенка — это то, как родитель удовлетворяет их на разных этапах жизни. Некоторые из этих потребностей есть у нас не только в детском возрасте. Поэтому даже вырастая мы нуждаемся в заботе — своей и близких
Потребность в отзеркаливании
Младенец получает первую информацию о себе из реакции матери. Британский педиатр и детский психоаналитик Винникотт назвал материнское лицо прообразом зеркала: от того, каким будет это отражение — любящим и приyимающим, безразличным и отвергающим — зависит благополучие малыша, его/ее способ контакта не только с миром, но и с собой. Поэтому для маленьких детей очень важно, чтобы родители реагировали на их сигналы — крик, плач или смех.
Потребность в полном принятии
Ребенок должен быть уверен в том, что всегда может рассчитывать на помощь родителей. Поэтому в младенчестве не нужно бояться избаловать ребенка, а, наоборот, стоит помещать его/ее в центр мира — выполнять все требования и отзываться на любые сигналы. Этот опыт тотального принятия станет основой для формирования здоровой самооценки.
Потребность в опыте фрустрации
Если сначала родитель подстраивается под нужды малыша, то со временем, примерно после полутора лет, он дает ребенку испытать фрустрацию: не стремится предугадать его/ее желания, не бежит на каждый крик, а дает понять, что не все желания автоматически исполняются. Именно опыт фрустрации развивает у ребенка чувство реальности и учит соотносить свои потребности с потребностями других.
Потребность в выражении чувств
Сталкиваясь с фрустрацией, ребенок негодует и злится. Задача родителей — дать этому гневу выход, но устоять при этом самим. Смысл первых лет жизни — в том, чтобы свободно выражать чувства без последствий, без опасности разрыва отношений и без страха возмездия. Когда человек вырастает, эта потребность остается. Поэтому нам важно иметь возможность делиться эмоциями и проживать их в близких отношениях с другими людьми.
Потребность в контейнировании
Контейнирование — это механизм, при котором ребенок «размещает» свои эмоции во взрослом и получает обратно в более приемлемой форме. Если ребенок испытывает эмоции, но не понимает их, родитель помогает пережить это: успокаивает, выслушивает и объясняет, какие это чувства. Так ребенок «отращивает» собственный контейнер: учится понимать эмоции, переносить фрустрацию и не корить себя за сильные переживания. Во взрослом возрасте это помогает лучше ориентироваться в собственных чувствах.
Потребность в самостоятельности
Уже когда ребенок пробует ходить, он/а заявляет, что хочет делать это самостоятельно. Получая достаточно поддержки и свободы, дальше он/а идет без страха, с удовольствием познавая мир. С возрастом потребность растет — подросток хочет гулять без родителей и иметь возможность уединиться в своей комнате. У взрослых эта потребность тоже есть, поэтому в отношениях важно давать друг другу достаточно пространства и иногда проводить время отдельно.
Потребность в объективности
Называя ребенка эгоистом, лентяем, доброй девочкой, героем и т.д., мы как бы навязываем ему/ей определенный образ, который в дальнейшем может стать глубинным убеждением. «Добрая девочка» не будет отстаивать свои права, а у «героя» не будет права на слабость. Важно отделять ребенка от его поступков, ругать и хвалить за конкретные вещи. Например, сказать «здорово, что ты поделился шоколадкой» вместо «ты добрый мальчик» и «мне жаль, что ты не помог с уборкой» вместо «ты такой эгоист».
Потребность в прощении
Иногда дети ведут себя не так, как хотелось бы родителям: ненавидят школу, которую им так долго выбирали, виснут на маме, когда ей нужно работать. Но заботливый взрослый находит в себе силы не винить ребенка, а стараться понять, что стоит за таким поведением, и чем ему/ей можно помочь. Такое отношение родителей учит ребенка искусству самопрощения: он не будет наказывать себя за ошибки и стыдить за несовершенство.