Представьте себе ситуацию, что вы собрались на отдых. Вещи уже упакованы, автомобиль заправлен, домик в райском лесу давно забронирован. И вот до выезда вам осталось пару часов, чем вы будете заниматься в это время? Если вы вспомните и проанализируете подобные ситуации, то с удивлением обнаружите, что ничем существенным в это время и не занимались. Просто ходили из угла в угол или перекладывали уже тысячу раз положенные на свои места вещи. Такое нелогичное поведение связано с особенностями работы нашего мозга: он запускает выполнение определенной задачи, но так как завершить ее в ближайшее время не может, то начинается беспокойство и выполнение бесполезных дел дабы эту тревогу унять. Ученые, кстати, выяснили, что подобное поведение свойственно и животным. Понаблюдайте за кошками: приманите ее каким-нибудь угощением, а когда она почти подойдет за ним, уберите. Многие питомцы начинают в этом случае тут же бессмысленно вылизывать себя или чесать когти об первый попавшийся предмет.
Мозг и психика человека вообще терпеть не могут незавершенность и всё стараются подвести к логическому концу (ох уж эти незакрытые гештальты!). По этой причине мы досматриваем абсолютно скучный фильм или дочитываем неинтересную книгу, не уходим с не понравившегося занятия по танцам или страдаем от безответной любви (да, здесь тоже отсутствие логичного продолжения делает свое дело). На эту тему даже проводился эксперимент Куртом Левиным и Марией Овсянниковой. Мария давала взрослым людям задание – сложить фигуру из разрезанных частей. Когда человек проходил около половины задания, она останавливала его и давала другое, вообще не связанное с первым поручение, а недоделанную фигуру прикрывала газету. Каково было удивление, когда 86% испытуемых после выполнения второго задания, захотели вернуться и доделать эту бессмысленную и скучную фигурку! А если им отказывали в этом, начинали заметно нервничать и выдавать другие психические и эмоциональные реакции.
Для того чтобы немного сбавить градус влияния эффекта фиксации, необходимо периодически перебирать свои незавершенные задачи, а в случае с отпуском – включать критическое мышление. Иногда хорошо помогает делегирование (просто перепоручаете задание другому) или симуляция деятельности (например, не дорисовали картину – порисуйте что-то другое).
Большинство наших задач вообще не требует того колоссального количества времени, которое мы на него затрачиваем. Если нужному делу систематически уделять 10-30 минут в день, вы не заметите, как оно подойдет к завершению. Ждать, что у вас вдруг освободится полдня на просмотр фильма с испанскими субтитрами для изучения языка, можно бесконечно. А вот прямо сейчас пойти и включить небольшой ролик на видеохостинге может каждый.
Замечали за собой действие этого эффекта? Как поступали в этих случаях?
+7 913 380-83-42
Skype: as3808342
Научитесь управлять своими эмоциями!💪
Автор: Андрей Савенко
Психолог, Консультант
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru