Найти тему

Мозговые основы памяти

                                                       Источник изображения: vox.com
Источник изображения: vox.com

Прежде всего давайте попробуем определить, что же такое память. Одно из самых полных и современенных определений выглядит так: память - это процесс запечатления, сохранения, воспроизведения и утраты прошлого опыта, которое делает возможным использование этого опыта в деятельности и восстановлении его в сфере сознания.

Говоря о том, что он что-то помнит, человек может иметь в виду, что он владеет какой-то информацией, например, Мадрид - столица Испании, или же что он владеет какими-то навыками, например, умеет вышивать.

Однако зачем же нужна память? Человек проживает в среде, которая подвержена постоянным изменениям. Эти изменения требуют адаптации, и показано, что люди исключительно гибко адаптируются к новым условиям. Обучение и память обеспечивают самый легкий путь к достижению подобной гибкости. Однако память обладает сложной структурой, и поэтом мы можем выделять различные виды памяти.

Давайте посмотрим на диаграмму ниже, которая описывает место памяти в структуре других психических процессов.

Источник изображения - учебник "Мозг, познание, разум",  под ред. Б. Баарса, Н. Гейдж, том 1, стр. 487
Источник изображения - учебник "Мозг, познание, разум", под ред. Б. Баарса, Н. Гейдж, том 1, стр. 487

Входящий сенсорный сигнал от сенсорных систем идет в рабочую память, которая позволяет активно сохранять текущую информацию и управлять ею, например, временно удерживать в памяти в доступной форме небольшие объемы информации. К примеру, удерживать в памяти номер телефона, который мы набираем. Сенсорная информация осознается при концентрации на ней внимания. Некоторые исследования показывают, что как только информация становится осознанной, она быстро кодируется в долговременную память.

Как мы видим на данной схеме, сознательное действие запоминания приводит к эксплицитному обучению и последующему извлечению информации из памяти. Предполагается, что и неосознаваемое обучение также возможно. Например, к нему относятся привычки, выработанные в результате многократного повторения, и двигательные навыки. Эксплицитное обучение и извлечение информации включают осознанное знание как для фактов, например, Рим — столица Италии, так и для автобиографических данных, данных жизненных событий.

Память на факты называется семантической памятью, в то время как память на события — эпизодической.

Однако что мы лучше запоминаем? То, что заучили специально, осознанно, эксплицитно, или то, что случайно запечатлелось в нашей памяти и стало результатом нашего имплицитного обучения? Какой материал лучше удерживается в памяти? Тот, что связан с позитивным или же с негативным опытом. Это приводит нас к рассмотрению эмоционального и мотивационного компонента памяти. Так, например, отмечается, что преимущество как при запоминании, так и при воспроизведении отдается позитивно эмоционально окрашенным событиям. Например, представители психоанализа, среди которых мы можем выделить Зигмунда Фрейда, придерживались мнения, что неприятные воспоминания, связанные с психологической травмой, с трудом проникают в сознание, в то время как приятные не встречают на своем пути никаких преград.

Согласно же биологическим теориям, например, теории мобилизации Тейлора, опасные, негативные стимулы вызывают самую глубокую когнитивную переработку и наиболее надежно отпечатываются в памяти. Однако более значимую роль, как показывают современные исследования, играет не знак эмоций — положительные или негативные переживания, а общая активация организма. Так, в эксперименте Бэддели было показано, что высокий уровень активации способствует прочности закрепления следа памяти, но на ранних стадиях затрудняет воспроизведение.

Перейдем к мотивационному компоненту. Фрейд выделил как отдельную категорию мотивационно обусловленное забывание. Он считал, что мы забываем нечто только в том случае, если на самом деле не хотим это помнить, например,если воспоминание напрямую или косвенно связано с драматическим опытом.

Изучение этого феномена было продолжено в гештальтпсихологии. Так, известный советский психолог Блюма Вульфовна Зейгарник показала, что лучше всего припоминаться (воспроизводиться) будет то воспоминание, которое относится к цели, реализуемой человеком в данный момент времени, то есть связанное с актуальной потребностью. Было выяснено, что незавершенные или прерванные задания воспроизводились (вспоминались) почти в два раза лучше, чем завершенные. Таким образом, можно утверждать, что сильный стресс ведет к нарушению работы памяти, что эмоционально окрашенные события запоминаются в целом лучше, чем нейтральные, и что при спонтанном воспоминании некоторое преимущество имеет информация, связанная с положительно окрашенными эмоциями.