Найти тему
Темы на все времена

Проекты в начальной школе - добро или злo?! Рассказываю, как организовать перевес в сторону добра

Не буду держать интригу, отношение своё сформулирую сразу. Если это проект обязательный, если невыполнение чем-то грозит ребёнку, то ничего хорошего в таком задании нет и быть не может. Потому что в начальной школе (а в первом классе - особенно) любой проект - это дополнительная и необоснованная нагрузка на детей и родителей. Сами дети с выполнением не справятся, большую часть вечерами и ночами будут делать уставшие после работы мамы и папы, а потом они ещё будут обязаны натаскать ребёнка на то, чтобы он хоть как-то результаты в классе представил. Класс, кстати, слушает все эти презентации не особо вовлеченно. На выходе получаем глобальное разочарование и ноль пользы. А ведь большинство родителей презентации делать не умеет, дети тоже от них не научатся правильно презентовать, в школе же предпочитают проверять, а не учить, поэтому ко мне и на четвёртом курсе приходили студенты, совершенно не владеющие навыком. Зато проекты с первого класса! 

Фото автора. Делать проекты с 1-го класса, чтобы так и не научиться их делать к 1-му курсу? В чем смысл? )))
Фото автора. Делать проекты с 1-го класса, чтобы так и не научиться их делать к 1-му курсу? В чем смысл? )))

Один из вариантов, как не надо (история дальней родственницы). Проекты у ее дочери в школе начались уже в конце сентября в первом классе. Задание по технологии, заключающееся в том, чтобы слепить снеговика, превратилось в проект. И вместо того, чтобы весь класс на уроке этого снеговика слепил, родители неделю ваяли презентации в power point с пошаговыми фото процесса и сочиняли тексты. А дети потом зубрили и весь урок слушали двадцать с чем-то версий на одну очень «интересную» тему. Зачем?! 

Фото автора. Нормальные школьные задания все же не должны нокаутировать детей и родителей
Фото автора. Нормальные школьные задания все же не должны нокаутировать детей и родителей

Теперь приступим к тому, как можно организовать детей на проект, который принесёт пользу. Во-первых, это не должно быть обязательным. Исключительно по желанию. Да, 25 человек не побегут выполнять проект, но оно и к лучшему. Останутся только заинтересованные! Во-вторых, тема выбирается ребёнком или она настолько актуальная, что каждый найдёт что-то своё. В-третьих, не надо пытаться заслушать весь класс сразу. Дети устают от такого количества докладов, да и докладчики пока ещё - не самые опытные, не умеют держать аудиторию. Выступления лучше раскидать на несколько дней.  

Фото прислала учительница. Выступление перед аудиторией - тоже отдельный навык. Этим нужно заниматься
Фото прислала учительница. Выступление перед аудиторией - тоже отдельный навык. Этим нужно заниматься

Все это абсолютно реально и очень положительно сказывается на учебном процессе. На том самом, настоящем, в котором важны не галочки, а реальные результаты, где дети не только выполнили и отчитались, но и научились чему-то новому. В начале третьей четверти Петя успешно защитил свой первый школьный проект. В рамках года экологии школа проводит очень много прекрасных мероприятий (мы с родителями и мастер-классы тематические вели, и экологичную ёлку делали), теперь вот - проект. Тема: грамотная организация пространства школьника, расхламление. Каждый ребёнок получил книжку-памятку с советами, как проводить расхламление. Вещь, полезная всем, неважно, участвуешь в проекте или нет! 

Фото автора. Ещё выдали «Заповеди Хозяина Комнаты». Петя им следует ))
Фото автора. Ещё выдали «Заповеди Хозяина Комнаты». Петя им следует ))

Петя с радостью согласился участвовать в проекте. Ведь именно этим мы и занимаемся, переехав ради школы на год в Нижний Новгород из Москвы. В квартире никто не жил четыре года, мы оборудовали комнату для школьника и продолжаем это делать. Петя с энтузиазмом включился в сортировку вещей, организацию тематических зон, расхламление рабочего стола. 

Фото автора. Разобрать свой стол - очень жизненная задача
Фото автора. Разобрать свой стол - очень жизненная задача

Да, презентация в power point - зона ответственности родителей. Но я всегда поддерживаю инициативу ребёнка, если он заинтересован в работе и включён, помочь ему мне приятно. Мне же не ультимативно спустили из школы требование пошагово презентовать процесс лепки снеговика из пластилина ))) Мой сын сам решил участвовать. 

Фото автора. Принципы сортировки Петя тоже освоил
Фото автора. Принципы сортировки Петя тоже освоил

Вот тут важный момент - очень хочется сделать все самой и быстро. Как преподаватель я делаю такие презентации левой ногой. Но тогда велик шанс, что до института я и буду делать это все за сына. Я посадила Петю рядом и объясняла ему суть. Пока максимально просто. Что у каждого проекта есть цели и задачи. Что к презентации есть структура. Что мы не читаем текст со слайдов или откуда-то ещё. Это - твоя тема, ты рассказываешь про свою комнату! Кто знает про это лучше, чем ты? Ты уважаешь слушателей и в состоянии знать то, о чем говоришь, а не монотонно бубнить с листа. Для первого раза достаточно, но эти правила сын усвоил. 

Фото прислала учительница. Защита проекта
Фото прислала учительница. Защита проекта

Защиту проектов переносили. Изначально хотели в декабре, но там было много мероприятий и без этого. Тоже признак адекватного отношения к детям! В январе отдохнувшие ребята рассказали о своих комнатах. Всем было интересно. И докладчикам, и слушателям! Из 25 человек в классе проекты защищали семеро. И это были те дети, которые, действительно, хотели участвовать. Слушали не больше двух детей в день. В общем, мне организация процесса очень понравилась. Тот самый случай, когда дети от участия в проекте получили реальную пользу! От осознанной работы по улучшению своей комнаты до навыков презентации перед аудиторией. Ну и лучшие проекты были награждены дипломами. Петя получил, чему, конечно, был очень доволен. 

Фото автора. Грамоты мотивируют двигаться дальше
Фото автора. Грамоты мотивируют двигаться дальше

Спасибо нашей школе за учебу, которая распространяется далеко за рамки математики, чтения и письма, за мотивацию детей, за бесконечные интересные мероприятия, за то, что дети школу очень любят! 

Фото автора. Конкурс экологичных ёлок наш класс выиграл
Фото автора. Конкурс экологичных ёлок наш класс выиграл

Про детсадовские проекты (да, было и такое в нашей жизни) рассказывала в прошлом году: