Не буду держать интригу, отношение своё сформулирую сразу. Если это проект обязательный, если невыполнение чем-то грозит ребёнку, то ничего хорошего в таком задании нет и быть не может. Потому что в начальной школе (а в первом классе - особенно) любой проект - это дополнительная и необоснованная нагрузка на детей и родителей. Сами дети с выполнением не справятся, большую часть вечерами и ночами будут делать уставшие после работы мамы и папы, а потом они ещё будут обязаны натаскать ребёнка на то, чтобы он хоть как-то результаты в классе представил. Класс, кстати, слушает все эти презентации не особо вовлеченно. На выходе получаем глобальное разочарование и ноль пользы. А ведь большинство родителей презентации делать не умеет, дети тоже от них не научатся правильно презентовать, в школе же предпочитают проверять, а не учить, поэтому ко мне и на четвёртом курсе приходили студенты, совершенно не владеющие навыком. Зато проекты с первого класса!
Один из вариантов, как не надо (история дальней родственницы). Проекты у ее дочери в школе начались уже в конце сентября в первом классе. Задание по технологии, заключающееся в том, чтобы слепить снеговика, превратилось в проект. И вместо того, чтобы весь класс на уроке этого снеговика слепил, родители неделю ваяли презентации в power point с пошаговыми фото процесса и сочиняли тексты. А дети потом зубрили и весь урок слушали двадцать с чем-то версий на одну очень «интересную» тему. Зачем?!
Теперь приступим к тому, как можно организовать детей на проект, который принесёт пользу. Во-первых, это не должно быть обязательным. Исключительно по желанию. Да, 25 человек не побегут выполнять проект, но оно и к лучшему. Останутся только заинтересованные! Во-вторых, тема выбирается ребёнком или она настолько актуальная, что каждый найдёт что-то своё. В-третьих, не надо пытаться заслушать весь класс сразу. Дети устают от такого количества докладов, да и докладчики пока ещё - не самые опытные, не умеют держать аудиторию. Выступления лучше раскидать на несколько дней.
Все это абсолютно реально и очень положительно сказывается на учебном процессе. На том самом, настоящем, в котором важны не галочки, а реальные результаты, где дети не только выполнили и отчитались, но и научились чему-то новому. В начале третьей четверти Петя успешно защитил свой первый школьный проект. В рамках года экологии школа проводит очень много прекрасных мероприятий (мы с родителями и мастер-классы тематические вели, и экологичную ёлку делали), теперь вот - проект. Тема: грамотная организация пространства школьника, расхламление. Каждый ребёнок получил книжку-памятку с советами, как проводить расхламление. Вещь, полезная всем, неважно, участвуешь в проекте или нет!
Петя с радостью согласился участвовать в проекте. Ведь именно этим мы и занимаемся, переехав ради школы на год в Нижний Новгород из Москвы. В квартире никто не жил четыре года, мы оборудовали комнату для школьника и продолжаем это делать. Петя с энтузиазмом включился в сортировку вещей, организацию тематических зон, расхламление рабочего стола.
Да, презентация в power point - зона ответственности родителей. Но я всегда поддерживаю инициативу ребёнка, если он заинтересован в работе и включён, помочь ему мне приятно. Мне же не ультимативно спустили из школы требование пошагово презентовать процесс лепки снеговика из пластилина ))) Мой сын сам решил участвовать.
Вот тут важный момент - очень хочется сделать все самой и быстро. Как преподаватель я делаю такие презентации левой ногой. Но тогда велик шанс, что до института я и буду делать это все за сына. Я посадила Петю рядом и объясняла ему суть. Пока максимально просто. Что у каждого проекта есть цели и задачи. Что к презентации есть структура. Что мы не читаем текст со слайдов или откуда-то ещё. Это - твоя тема, ты рассказываешь про свою комнату! Кто знает про это лучше, чем ты? Ты уважаешь слушателей и в состоянии знать то, о чем говоришь, а не монотонно бубнить с листа. Для первого раза достаточно, но эти правила сын усвоил.
Защиту проектов переносили. Изначально хотели в декабре, но там было много мероприятий и без этого. Тоже признак адекватного отношения к детям! В январе отдохнувшие ребята рассказали о своих комнатах. Всем было интересно. И докладчикам, и слушателям! Из 25 человек в классе проекты защищали семеро. И это были те дети, которые, действительно, хотели участвовать. Слушали не больше двух детей в день. В общем, мне организация процесса очень понравилась. Тот самый случай, когда дети от участия в проекте получили реальную пользу! От осознанной работы по улучшению своей комнаты до навыков презентации перед аудиторией. Ну и лучшие проекты были награждены дипломами. Петя получил, чему, конечно, был очень доволен.
Спасибо нашей школе за учебу, которая распространяется далеко за рамки математики, чтения и письма, за мотивацию детей, за бесконечные интересные мероприятия, за то, что дети школу очень любят!
Про детсадовские проекты (да, было и такое в нашей жизни) рассказывала в прошлом году: