Мы многим обязаны апостолу Луке за то, что он рассказал нам больше, чем другие евангелисты, о Пресвятой Богородице и детстве Иисуса Христа. Также, согласно Святому Преданию, Святой Лука был первым, кто нарисовал несколько изображений Самой Чистой Девы Марии еще во время ее земной жизни, которые легли в основу всей иконографии.
Почему надо молиться за усопших больше, чем за живых? Переходи по ссылке в наш телеграмм канал и узнай, что об этом говорит Паисий Святогорец, https://t.me/molitvaikona/7261.
Действительно, информация о том, что святой Лука был иконописцем, нигде не появляется в Священном Писании. Тот факт, что апостол Лука также был художником, известен нам только по Священному Преданию.
Древние церковные писатели сообщают, что святой Лука был первым, кто использовал краску для создания образа Пресвятой Богородицы, держащей на руках Младенца Иисуса Христа. После этого он нарисовал еще две иконы. Увидев творение апостола, Богородица сказала:
"Да будет благодать рожденного от Меня и Милость Моя на этих иконах".
Позже евангелист также изобразил на деревянных досках святых апостолов Петра и Павла, тем самым заложив основу для написания святых икон во славу Бога, Его Пречистой Матери и всех святых.
Самый ранний сохранившийся исторический документ, в котором святой апостол Лука упоминается как иконописец, восходит к началу VI века. В этом документе историк Феодор Лектор (Анагност) сообщает, что вдова императрица Элия Евдокия отправила «величайшую реликвию», изображение Божией Матери, написанное евангелистом Лукой, из Палестины своей сестре Пульхерее, жене императора Марциана в Константинополе.
Самый ранний русский источник, упоминающий апостола как иконописца, был найден в московских летописях конца 15 века. В 1204 году говорится, что Лука нарисовал икону Ходегетрии, а до 1395 года - что изображение Владимирской Божией Матери было нарисовано его рукой.
Образы святого Луки, а также других евангелистов распространяются в течение длительного времени. Однако изображение апостола как иконописца, либо в настенной живописи, либо в миниатюрах, либо в иконах, встречается гораздо позже (около 14 века, на основе сохранившихся образцов). После конца 15 века такие изображения апостола Луки также появляются в русских рукописях Евангелия.
Буквально в каждой церкви есть, по крайней мере, одна икона Божией Матери, первоначальное авторство которой приписывается Святому Луке.