У Тима аутизм, ему 6,5 лет. И до недавнего времени у него было очень плохо все, что касается самообслуживания.
Я одевала его и чистила зубы. Подавала на стол еду, порезанную на кусочки и придвигала стул поближе. Убирала за ним игрушки и складывала школьный рюкзак. Так было во всем на протяжении шести лет.
На это у меня было несколько причин. Тим поздний ребенок. Все дети в семье достаточно взрослые и, когда появился малыш, семейный мир, со всеми его членами, начал крутиться вокруг долгожданного, любимого и такого сладкого младенца. Младенчество затянулось на несколько лет.
Затем пришла пора инвалидности. Это сильно подкосило меня, зародило чувство жалости к моему ребенку и заставило еще сильнее заботиться о нем.
С другой стороны - подрастает Эля. Боевая и независимая. Разница у детей с возрастом становилась все очевиднее.
В какой-то момент озарение все же пришло и понимание того, что с возрастом Тиму будет только сложнее научиться себя обслуживать.
Мы стали уделять очень много времени этому навыку.
Первое, что включили в расписание наших будничных дней - разбирать вместе с Тимом чистую посуду из посудомойки. Первые несколько раз Тим стоял, безучастно протянув руки вперед, тем самым как бы подставляя их для посуды. Сестра вкладывала Тиму тарелки, а я благополучно их вынимала из неподвижных рук Тима и складывала на полку.
Взаимодействие с ребенком наладить не получалось. Тогда мы изменили тактику. Я отходила от Тима на шаг, тем самым давая ему принять решение сделать движение в мою сторону. Со временем, я перестала протягивать руки в его сторону, становилась боком, делала шаг назад. И Тим включился. Началась важная подстройка под партнера. На сегодня у нас это четкий, быстрый и отлаженный процесс, который входит в список обязательных дел.
Дальше было проще. На удивление, Тим не высказывал недовольства, когда ему нужно было поставить столовые приборы на стол и самому принести еду.
Я «забывала» дать ему вилку и придвинуть стул поближе. Когда мы умывались, я доставала пасту, открывала тюбик и делала паузу, давая Тиму осознать, что я жду щетку. Он принимал самостоятельное решение достать ее из стаканчика.
Тим очень продвинулся в развитии навыков самообслуживания.
Он может сделать бутерброд с Нутеллой или ореховой пастой, при этом решает, какую посуду ему нужно достать (тарелку с ножом) и необходимые продукты.
Тим делает себе шоколадное молоко из молока и какао.
Умывается и чистит зубы. Самостоятельно выдавливает пасту на зубную щетку. А я параллельно тренирую выдержку,молча глядя как лишняя паста валится со щетки в раковину :)
Муж научил Тима принимать душ. Он берет мочалку и мыло и тщательно себя намыливает, не пропуская никакие части тела. Он моет голову шампунем и смывает ее под душем.
Мы с Тимом вместе кормим аквариумных рыбок. Я достаю со шкафа баночку с кормом и протягиваю его Тиму, он открывает крышку, берет нужное количество и сыплет в аквариум, наблюдая, как рыба с аппетитом его поглощает.
Тим убирает за собой машинки, пластилин и бумагу с карандашами. В этом нам помог список дел на день, в конце которого - телефон. Ввели правило, убираем за собой игрушки - получаем заветный гаджет.
Продолжаем трудиться над одеванием. Главная сложность в том, что Тим не любит одежду и куда-то ходить. Поэтому замотивировать его сложно.
Тут уже просто срабатывает правило - надо. Но с этим сложно. Вещи нужно подавать в правильной позиции. И тогда Тим одевается.
Если рассматривать нейротипичного ребенка, то все мной перечисленное выше - обычные действия.
Но в случает с Тимом - это огромная победа, осознание которой, приносит нам неописуемую радость. Когда Тим усаживается за стол с приготовленным им же бутербродом, запивая шоколадным молоком, переполняет осознание того, как много мы добились и вселяет уверенность, что сможем добиться и большего.