Мысль о том, что окружение формирует человека, на первый взгляд очень очевидна и логична, именно поэтому мы на нее не обращаем внимания. Это как извечные истины о том, что зарядка полезна, а курение вредно. Однако это не мешает более 1,3 миллиарду людей курить, а большинству не делать зарядку.
Даже если взрослый, сформировавшийся человек с трудом может выбирать окружение, то что уж говорить про ребенка. Но окружение - это очень важно. В книгах про «успешный успех» дают задание посчитать среднеарифметическое заработка 3 людей, с которыми проводишь больше всего времени. И о чудо, оказывается, что твой заработок примерно равен этой величине. Это, кстати, касается и уровня физической формы и развития различных навыков. То есть какими бы взрослыми, умными и самостоятельными мы ни были, среда влияет на каждого из нас.
Как же правильно подобрать среду для ребенка?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте порассуждаем, какими должны быть критерии среды, которая действительно развивает?
1. Она должна быть развивающей, уж простите за тавтологию. Это значит, что нахождение в ней делает человека лучше, чем он был до этого. Вообще в природе нет статического состояния, есть либо развитие, либо деградация. И если нет развития, то точно будет деградация.
2. Среда должна быть добровольной, то есть человек сам должен хотеть в ней оказаться (к примеру школа — не добровольная среда).
3. Ценности этой среды должны соотноситься с вашими. Например, если для вас ценность — охрана животных, вы вряд ли вступите в клуб охотников.
4 Она должна быть конкурентной. Это значит, чтобы туда попасть, нужно приложить усилия. Ребенок, который попал в футбольную команду в результате отбора, а не по принципу “брали всех”, вряд ли будет попустительски относиться и пропускать тренировки.
5. В такой среде часть людей по своим способностям должна быть круче вас, чтобы был положительный пример, к кому тянуться.
Вроде как очевидные вещи, но мало кто осознает их необходимость. Я довольно много работал с детьми из приютов и спецшкол. Статистика их судеб через 10-15 лет после выпуска неутешительная. Хотя многие при личном общении создавали впечатление очень умных и рассудительных ребят, проблема в том, что огурчик, положенный в рассол, не может не стать соленым, каким бы молодцом он не был.
Если в вашем классе 80% детей пробует курить, каким бы чудесным ни был ваш ребенок, вероятность того, что он будет курить, составляет те же 80%. Поэтому важно строить среду для ребенка. Еще не наскучил? Рассказать дальше, как строить среду?