На днях, в связи с юбилеем Высоцкого пересмотрел фильм "Вертикаль". Конечно, с возрастом тот восторг проходит, но в горы захотелось снова. А ведь оказался я, в первом походе, совершенно случайно. В конце восьмого класса участвовал в городском слëте юных геологов, совершенно на шару. Ребятам в команду человека не хватало. Отличишь, говорят, пирит от хрусталя - уже хорошо. Отличил всё, что надо было и первое место занял. А друзья раньше там в кружок ходили, ну и зашли, по старой памяти. Оказалось, что летом, всем кружком, они идут в поход, пока не ясно куда, но всё по взрослому. Я тоже напросился, просто записавшись тут же в кружок. Надо сказать, что в июне я, каждый год ездил в Ялту залечивать свою астму. А в июле уже, в компании таких же оболтусов, поехали на Кольский полуостров, в поход второй категории сложности по Хибинам. Некоторые из ребят уже имели опыт, хоть и не таких масштабных походов, но были и чайники, вроде меня. К тому же, самым старшим, не считая руководителей, было по 16, мне и большинству по 15, но был Гриша, тот вообще, двеннадцатилетний. А поход на две недели рассчитан, значит груз, как у взрослых, учитывая, что посëлков с магазинами не предвиделось, вообще, всё, кроме хлеба, везли из Свердловска. Задумано всё было, как экспедиция по местам добычи редких минералов и местам боевой славы. Потому как - пограничная зона, пропуск на всех оформляли. Ехали на поезде, через Ленинград, с пересадками. Даже в почтово-товарном проехались, этот совсем медленный был. В Кандалакше увидел Белое море, честно, сразу после Чëрного как то жутковато смотрится, купаться точно не хотелось. Мы после, в каком-то озере местном за условный Полярный круг сплавали. А так, сперва проехались по горняцким посëлкам, Апатиты, Кировск, даже в шахту спустились. С Кировска и заходили, через перевал. Сразу за горами тундра, страна вечного недос@рания. Летом комары, зимой мороз. Такое количество комаров я увидел впервые, ощущение, что через них просто продираешься, когда идëшь. Много позже, уже в Курганской области узнал, что комары, в таком количестве есть и южнее. Там же, поначалу, было тяжеловато. Рюкзак под тридцать кило, ноги, по колено, в ягель проваливаются, с непривычки проклял момент, когда соблазнился в поход. Но красотища того стоила! А тот, кто не уставал, не поймëт счастья слов: "Останавливаемся, привал!"
Места там замечательно красивые, мы же прямо из речки пить не привыкли, а там станешь на колени - не оторваться, какая вкусная. Хариусы, кстати, чуть не сами в руки прыгали. Любая усталость, тем более в те годы, мигом проходила. Однажды шли очень долго, места, чтобы стать полно, но лесотундра кончилась, а с ней и древья для центральных колышков у палаток. Это сегодня разные конструкции есть, тогда всё было сложнее. Идëм, ощущение, что день, а оказалось, что на ночлег в два часа ночи стали. Белые ночи там ещё белее, чем в Питере.
Ещё был момент, когда мы вышли на посëлок геологов. Заночевали в доме, с электричеством и даже кроватями. Помню, "Принцессу Турандот" по телевизору показывали. Такой кайф, неповторимый, в середине похода. Выходили тоже на Кировск, на перевале пришлось оставить турботинки, купленные прямо перед походом. Рюкзаки тоже тяжесть не выдерживали, рвались. Мы же нормально, даже не ныл никто. Сегодняшние родители своих дитяток, поди на такие испытания не пустили бы. Категория похода взрослая, руководителей двое, муж с женой, геологи по профессии. То есть, Лидия Анасовна, дополнительно, педагогический заканчивала, а Владислав Борисович самый обычный геолог. Как они с нами оболтусами, справлялись, ума не приложу. Мы ведь, на обратном пути, снова в Ленинград, уже на несколько дней заехали. В Эрмитаж сходили, в Екатерининский дворец и Петергоф. Как были, в штормовках потëртых и штопаных, так и впитывали мировую культуру. Ещё, наверное, всё мороженое в Ленинграде съели, уж больно оно вкусное было.
На обратном пути случилось, почти по Задорнову. Только у него было два девятых вагона, а у нас одного из наших вагонов (в один не купить было, разделились на два) не оказалось. Седьмого, по моему. Не оставишь же половину несовершеннолетней группы на вокзале. Договорились с начальником поезда, заселил всех в один. Кое-кому пришлось на третьих полках поспать, не графья.
Я не буду участвовать в споре, хорош был Союз или нет. Моë детство было счастливым, это факт. Если бы такое мероприятие родители оплачивали, как сегодня, не было бы ничего. Это несмотря на то, что я считался вполне зажиточным, были победнее.
Главное, таких подвижников, как Чесноковы и многие другие, кто детьми занимался, сегодня не хватает. За прошедший год, общество, вроде проснулось, может будут такие. Иначе как детям любовь к России привить, если они по Турциям и Дубаям отдыхать привыкли?