Найти тему
Читающим между слов...

Восемь слоёв углубления в Йогу.

Оглавление

Современный мир подвержен стремительным изменениям, как легко заметным среднестатистическому обывателю, так и изменениям в тонких слоях бытия, которые являются продолжением или началом театра природных, социальных, эволюционных и биологических трансформаций.

Аштавакрасана - поза Восьми дуг.
Аштавакрасана - поза Восьми дуг.

В современном обществе практика фитнес йоги становится всё более модным хобби. Возможно, для кого-то работа с физическим телом актуальна на текущем этапе, но практикуя асаны, изменяя материальный ресурс, меняются, хотим мы этого или нет, невидимые структуры тонких измерений. Не все подозревают, что у йоги цели расположены гораздо дальше, нежели здоровое или красивое тело…

Автор Йога-сутр Патанджали скульптура в Индии.
Автор Йога-сутр Патанджали скульптура в Индии.

Автор Йога-сутр Патанджали в своём трактате называет йогу аштангой, что буквально можно трактовать как йога «восьми слоёв» (ашта – восемь, анга – направление, ветвь, область, уровень). Восемь измерений аштанга-йоги – это руководство к тому, как прожить полную и гармоничную жизнь. Считается, что Патанджали жил во II в. до н. э. Есть мнение, что в Сутрах он лишь изложил то, что существовало задолго до его рождения. В Йога-сутрах представлена некая последовательность в продвижении на пути йоги, состоящая из восьми стадий или принципов:

1. Яма;

2. Нияма;

3. Асана;

4. Пранаяма;

5. Пратьяхара;

6. Дхарана;

7. Дхьяна;

8. Самадхи;

Первые два уровня формируют фундамент или основание для возведения уникального храма творчества. Следующие две ступени аштанга-йоги Патанджали помогают совершенствовать свою личность, инструмент взаимодействия с окружающим миром и обрести контроль над физическим телом. Это необходимая подготовка к новому углублению нашего внутреннего путешествия, в ходе которого нам предстоит познакомиться с более тонкими, но от этого не менее реальными и влиятельными областями, со своими эмоциями, чувствами и умом и в результате эволюционировать к более сложным состояниям сознания.

Яма ступень I.

Яма – это совокупность этических правил поведения, регулирующих наши отношения с другими людьми. Яма — это обет по отношению к внешнему миру. Яма – это универсальный закон, который можно свести к золотому правилу нравственности – «не делай другому того, чего не желаешь себе». Яма – это то чего делать не рекомендуется. К пяти ямам относятся:

1. Ахимса – ненасилие,

2. Сатья – правдивость,

3. Астейя – не воровство,

4. Брахмачарья – воздержание,

5. Апариграха – нестяжательство.

Нияма ступень II.

Вторая ступень йоги, относится к сфере духовности и самодисциплины. Нияма — обет по отношению к себе. В этих принципах обозначены рекомендации что делать рекомендуется. Регулярное посещение храмов, личные медитационные практики, привычка к созерцательным прогулкам – все это нияма в действии. К пяти ниямам относятся:

1. Шауча – чистота,

2. Сантоша – удовлетворенность,

3. Тапас – пыл, религиозное рвение,

4. Свадхьяя – самоисследование и изучение священных текстов

5. Ишвара Пранидхана – сдача на милость Бога.

Асана ступень III.

Асаны – это уникальные позы, практикуемые в йоге. Они являются третей ступенью йоги. С точки зрения йогинов, тело является храмом души, и забота о нём – важная стадия духовного роста. Практика асан делает наше тело эффективным инструментом познания окружающей реальности. Асаны, через физическое тело влияют на тонкие материи, связанные с нашей сутью, трансформируя и изменяя волю, характер, мысли, поступки. Асаны делают нас более дисциплинированными и формирует способность к концентрации. И то, и другое необходимо для медитации.

Пранаяма ступень IV.

-5

Четвертая ступень аштанга-йоги – это пранаяма, контроль над дыханием. Она включает в себя техники, которые учат контролировать дыхание в процессе обнаружения связи между дыханием, умом и эмоциями. Дословный перевод слова «пранаяма» – «расширение жизненной энергии». Это неудивительно – пранаяма не только способствует омоложению организма, но и продлевает жизнь. Пранаяму можно практиковать как отдельную технику (т.е. в положении сидя выполнять ряд дыхательных упражнений) или же включить её в регулярную программу занятий йогой.

Пратьяхара ступень V.

-6

Пятая ступень аштанга-йоги, совершенствует навык отвлечения чувств от внешних объектов. На этой стадии мы прилагаем усилия, чтобы направить сознание внутрь себя и сохранять внутреннюю сфокусированность, не отвлекаясь на внешние объекты и раздражители. Состояние, в котором чувства перестают блуждать от одного предмета к другому, помогает нам пристальнее присмотреться к самим себе и разглядеть установки, которые определяют нашу жизнь и – не исключено – препятствуют внутреннему росту.

Дхарана ступень VI.

-7

Каждая ступень аштанга-йоги готовит нас к последующей. Так и пратьяхара создает условия для овладения дхараной – концентрацией. Научившись отвлекаться от внешнего мира, мы теперь в состоянии справиться со своим умом – тем, что отвлекает нас внутри. Практика концентрации учит нас тормозить мыслительный процесс путем сосредоточения на каком-то ментальном объекте. Это может быть энергетический центр в теле, пламя свечи, звук. Разумеется, мы уже развили определенную способность к концентрации в ходе предыдущих трех стадий. Но несмотря на то, что в асане и пранаяме мы концентрируемся на своих движениях, внимание блуждает. Пытаясь разобраться с малейшими нюансами позы или дыхательного упражнения, мы то и дело смещаем фокус внимания. В пратьяхаре мы наблюдаем самих себя, а в дхаране фокусируем внимание на одной точке. Продолжительные периоды концентрации рано или поздно приводят к медитации.

Дхьяна ступень VII.

-8

Медитация или созерцание, седьмая ступень аштанга-йоги, предполагает устойчивый и стабильный поток концентрации. Между концентрацией (дхараной) и медитацией (дхьяной) существует тонкое различие. В то время как дхарана предполагает однонаправленное внимание, дхьяна – это состояние осознанности, при котором фокус как таковой отсутствует. На этой стадии ум уже успокоен и в своей безмятежности не рождает мыслей. Чтобы достичь этого состояние нужны сила и выносливость. Но не отчаивайтесь! Помните, йога – это процесс, и каждый этап нашего внутреннего путешествия ценен сам по себе.

Самадхи ступень VIII.

Патанджали описывает заключительную стадию аштанги как состояние блаженства. Когда медитирующий сливается с объектом и выходит за границы собственного я. Он начинает осознавать глубокую связь с божественным, взаимосвязь со всеми живыми существами. Вместе с этим приходит «мир, который превыше всякого ума», переживание блаженства и единения со всей вселенной. Для кого-то это прозвучит слишком пафосно и будет казаться далеким от реальной жизни. Но задумайтесь на минутку: чего именно вы хотите от своей жизни? Разве ваши мечты, надежды и желания не об одном и том же – не о радости, самореализации, свободе?

То, что Патанджали описал как прохождение восьмиступенчатого пути, на самом деле есть то, к чему стремится каждый из нас – к миру. Заключительная ступень йоги – это просветление – то, чего нельзя купить и чем нельзя владеть. Просветление можно только переживать и цена за это переживание – беЗконечная преданность, с которой вы воплощаете свою практику.

Есть уникальная для каждого из нас последовательность (Путь) в аштанга-йоге, все восемь ступеней можно и нужно прорабатывать в комплексе, и каждый пункт будет ещё больше раскрываться благодаря другим. Чтобы достичь высших областей йоги, практик должен быть «целостным», он не должен чего-то желать или не желать, должен быть здоровым, устойчивым, гибким, спокойным, в нём не должно быть колебаний, тело и ум не должны отвлекать.

У каждого из нас есть возможность влиять хотя бы на свой микромир — семья, друзья, знакомые, город, страна, планета, и сделать мы это можем, лишь меняя себя. Ведь нельзя помочь выбраться из болота, пока мы сами барахтаемся в этом болоте.
У каждого из нас есть возможность влиять хотя бы на свой микромир — семья, друзья, знакомые, город, страна, планета, и сделать мы это можем, лишь меняя себя. Ведь нельзя помочь выбраться из болота, пока мы сами барахтаемся в этом болоте.

Благодаря информации, предложенной в этой статье тот, кто стремится к познанию себя и мира вокруг, сможет приблизиться к истине, а может быть заметить между строк озарения доступные только ему. Возможно, кому-то удастся обрести своё уникальное виденье уже в этом воплощении, и прожить жизнь максимально осознанно, с пользой и во благо всех живых существ.

Йога - инструмент эволюции.
«Есть лишь три вещи, которые мы сможем забрать в следующую жизнь. Это — мудрость, опыт практики и благодарности». Почему бы не начать паковать этот багаж уже сейчас?