Найти тему

ПОЧЕМУ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ ОТДАЮТ В ДЕТСКИЕ ДОМА

Оглавление

Основных причин две - экономическая и социальная. Любая из них не существует сама по себе, они усиливают друг друга. Также мы не можем сказать, какая из них весомее. Каждая одинаково тяжела.

Экономика

Накануне дня защиты детей в 2021 году банк "Открытие" провел опрос о том, сколько денег необходимо на месячное содержание ребенка. “ Треть россиян считают, что на достойное содержание одного ребенка в России необходимо тратить от 15 до 30 тысяч рублей ежемесячно. По мнению еще 33% эта сумма составляет от 30 до 50 тысяч рублей,” - пишет о результатах этого опроса газета "Коммерсант".

Дети с инвалидностью имеют право на социальную пенсию. С 2022 года ее размер 16619,40 рублей (без учета регионального коэффициента) и ежемесячную денежную выплату 3164,22 рубля. Также существует социальная помощь, финансовый эквивалент которой ничтожно мал.

Нужно учитывать, что часто ребенок с инвалидностью требует постоянного ухода, а это значит, что одному из родителей приходится оставить работу. Ежемесячная выплата родителю, который ухаживает за ребенком с инвалидностью, составляет 10000 рублей без учета регионального коэффициента. (Данные взяты с официального сайта Пенсионного фонда РФ).Ребенок с ОВЗ может быть не единственным ребенком в семье, и если один из родителей не работает, то содержание такой семьи может стать неподъемным.

Социум

Люди с явно выраженными ОВЗ (например, с проблемами опорно-двигательного аппарата или носители синдрома Дауна) в большинстве случаев вызывают у незнакомцев страх и неприятие, реже - жалость. Увы, вокруг ОВЗ много мифов и стереотипов, которые пытаются развенчать и родители особенных детей, и специалисты. Жить под прицелом недоверчивых и жалостливых глаз, ездить в транспорте, ходить в магазин, играть на детской площадке, да и просто идти по улице очень тяжело. Давление на семью с особенным ребенком колоссальное. Родители могут не выдержать такого стресса и сдаться.

Еще страшнее, когда вместо поддержки родители новорожденного малыша получают неприятие со стороны родственников, кромешный ад - когда один из родителей выступает против совместного проживания с ребенком с инвалидностью.

В идеальной картине мира родителям малыша с врожденной инвалидностью и родителям, для которых инвалидность детей наступила внезапно, с первых моментов должна быть оказана психологическая помощь и грамотное информирование о домашнем воспитании.
Несмотря на развитие Интернета родители детей с врожденной и приобретенной инвалидностью не знают, как устроить новую жизнь семьи.
На данный момент список первоочередных инстанций, куда следует обращаться родителям ребенка с инвалидностью, выглядит так:

  • Пенсионный фонд. За оформлением пенсий, пособий и льгот.
  • Администрация района проживания. Для получения информации о реабилитационных центрах, обучении и отдыхе детей.
  • Бюро медико-социальной экспертизы. Для получения необходимых технических средств реабилитации (ТСР).
  • Некоммерческие организации. Помогут получить то, что не может дать государство, например, психологическую помощь, дополнительные ТСР, временное пребывание ребенка на несколько дней или недель, дополнительные возможности образования и развития детей.

С 2011 года директор программы “Павловск” Елизавета Зеленчук курирует проект “Семейная поддержка”. Этот проект направлен на укрепление связи между родителями и ребенком, который живет в детском доме.

Одна из историй, которую рассказала Елизавета - это пример того, что семья стала жертвой стереотипов и антигуманного подхода медицинского персонала:

«Родился мальчик с синдромом Дауна, маме сказали в больнице, что он будет агрессивным, лежачим и потом ее изнасилует (логика отсутствует напрочь). Сказать, что я была в шоке – это ничего не сказать, подобного не слышала уже несколько лет. В итоге, из роддома мама вышла одна. Когда бабушка стала искать ребенка, нашла его в доме малютки, но там могла следить за ним только по анкетам, которые публиковались в органах опеки. По достижению 4-х летнего возраста его перевели в детский дом и местные органы опеки не давали никакой информации о мальчике, мотивируя это тем, что бабушка не является законным представителем. Когда мы с ней познакомились, мы общались очень долго, было много боли в ее голосе и непонимания в голове. Она действительно боялась агрессии ребенка, но в то же время очень переживала за него и хотела познакомиться. Сомнений не было – нужно срочно знакомить с ребенком и налаживать контакт. Так мы оформили бабушку волонтером, и она стала приезжать к мальчику в гости. Из-за возраста ей было очень сложно изменить свое отношение к людям с инвалидностью и перебороть страх. Но она старалась: задавала много вопросов, посещала семинары с командой. К сожалению, близкие люди не поддерживали ее, постоянно отговаривали от поездок в детский дом. Запрещали говорить о ребенке, ведь это был большой секрет для семьи. Но в этой женщине было огромное чувство справедливости, она все говорила о своем внуке, но забирать не планировала, боялась не справиться. Рассказав о ребенке своим дальним родственникам, она даже не могла предположить, чем все это обернется. Пара, которая вырастила своих детей, имела еще много любви, очень захотела взять мальчика под опеку. Бабушка отговаривала, думала, что это минутная слабость, а если нет, то они не справятся. Но, тем не менее, супруги прошли школу приемных родителей и забрали мальчика домой. Очень здорово, что в этой семье взрослые дети тоже поддержали родителей в этом важном решении! И вот уже более трех лет мальчик проживает в семье и радует своих близких.»

Что нам с этим делать

По данным Росстата численность детей с инвалидностью на 1 января 2022 года 729 тыс.человек. Пока вы читаете эту статью, часть из них проходит процедуру оформления для постоянного нахождения в детском доме. Это поворотная точка в их судьбе, скорее всего, пути назад уже не будет.

Со своей стороны мы, сотрудники поддерживающих НКО, делаем все возможное для профилактики такого явления и поддерживаем детей, которые уже оказались в интернате. Конечно, мы не заменим детям семью, мы можем лишь частично закрыть их потребность в человеческом общении, но чем больше нас, тем больше положительных изменений в жизни людей, вынужденных жить в интернатах.