Каждый из вас наверняка хотя бы раз сталкивался с излишне эмоциональной реакцией ребёнка на то или иное событие.
Например, капризы, истерика, обида, проявление агрессии, частые переходы на личности, использование оскорблений и унижений, высокая тревожность и драматизация событий: небольшие неудачи воспринимаются как трагедии вселенского масштаба.
Чрезмерные эмоциональные отклики – совершенно нормальная вещь при формировании у маленьких детей эмоционального интеллекта. Под ним подразумевают способность анализировать свои эмоции, а ещё – навык понимать эмоции окружающих.
Эмоциональный Интеллект – это способность распознавать свои чувства и эмоции и управлять ими, а также понимать чувства других людей. Чем лучше у человека он развит, тем более осознанно он строит свою жизнь и отношения с другими людьми. Это помогает ему выстроить свою жизнь более успешно и последовательно.
Ребёнку необходимо научиться понимать свои чувства и эмоции и уметь рассказать вам о них. Это и есть Эмоциональный Интеллект.
Уже в два — четыре года дети умеют распознавать страх, счастье и печаль, поэтому они схватывают, что мама и папа грустят, злятся, обижаются и т. д. К начальной школе ребёнок учится не только выражать, но и контролировать собственные чувства.
Если ваш ребенок ещё не знает, как называются его чувства и часто не может понять и рассказать, что с ним происходит – помогите ему развить его Эмоциональный Интеллект.
В зависимости от воспитания, характера, отношений со сверстниками эмоциональное поведение может меняться и требовать коррекции, например, при поступлении в школу или уже в подростковом возрасте. В первом случае ребёнок может испытывать страх из-за учёбы и новых знакомств (иногда, увы, и из-за буллинга), а во втором – ощущать свою исключительность и противопоставлять себя окружающим.
Современное развитие детей затрудняется ещё и тем, что общение чаще происходит в интернете, где определить эмоции сложно.
Если во время сюжетно-ролевых игр во дворе, например, ребёнок учится радоваться победам, договариваться, уважать чувства соперников, то в онлайн-переписках многое ограничивается смайлами и блокировкой собеседника в случае конфликта. Таким образом, уровень эмпатии (способность сопереживать) снижается, а ответственность за эмоциональный интеллект почти полностью ложится на плечи родителей.
Почему нужно развивать эмоциональный интеллект?
- Ребёнок учится выражать и объяснять даже такие сложные эмоции, как стыд, гнев, удивление или восхищение. А интерпретируя эмоции, гораздо легче их контролировать, поэтому люди с высоким эмоциональным интеллектом меньше склонны к резким импульсным покупкам, агрессии, перееданиям и т. д.
- Своевременная работа с эмоциональным интеллектом ребёнка помогает выявить возможные психологические и неврологические проблемы, например, предрасположенность к аутизму. Во взрослой жизни человек с высоким эмоциональным интеллектом испытывает меньше трудностей на работе, имеет высокую стрессоустойчивость и психологическую гибкость.
- У ребёнка не возникает проблем в общении со сверстниками, т. к. он понимает их состояние даже в момент конфликта, может сопереживать и проявлять социальную чуткость. Также высокая культура общения помогает наладить контакт с учителями, а позитивная атмосфера в школе, в свою очередь, подстёгивает ребёнка к успехам. В дальнейшем эмоциональный интеллект позволяет выстроить и здоровые отношения со своим первым партнёром.
- Эмоциональный интеллект помогает не только найти друзей, но и держаться подальше от недоброжелателей. Анализируя чужие эмоции, ребёнок осознаёт намерения и мотивацию других людей. Он хорошо понимает, когда им манипулируют и когда ему лгут. Следовательно, дети с высоким эмоциональным интеллектом обходят стороной плохие компании, энергетических вампиров, мошенников и т.д.
Как определить уровень эмоционального интеллекта своего ребёнка? Лучше всего воспользоваться специальными тестами или обратиться к психологу.
Как помочь ребенку развить его эмоциональный интеллект?
Называйте чувства и эмоции ребёнка
Формируйте у ребёнка словарик эмоций, чтобы он мог сказать:
– Я так рад!
– Я злюсь!
– Я боюсь.
– Мне одиноко.
– Я грущу.
– Я беспокоюсь.
– Я скучаю.
– Я волнуюсь и т.д.
Разрешайте ребёнку испытывать эмоции
Не запрещайте ребёнку испытывать любые его эмоции. Ведь запрещая, мы учим ребёнка их подавлять. Но при этом они никуда не денутся, а будут создавать в нём тревогу, напряжение и агрессию.
Помните, что нет плохих и хороших эмоций. Есть приятные и неприятные. И каждая эмоция может быть в отдельном конкретном случае полезна.
Покажите ребёнку, как выражать эмоции
Расскажите и покажите ребёнку, что он может выражать эмоции разными способами:
✓ Сказать вам про них: «Мне грустно», «мне смешно».
✓ Нарисовать их.
✓ Слепить из пластилина или из песка.
✓ Через физические действия: попрыгать, побегать, потанцевать.
✓ Написать о том, что он чувствует.
✓ Рассказать через игру.
Назовите чувства ребёнка, которые он сейчас переживает:
– Ты очень скучаешь по папе.
– Понимаю, тебе это обидно.
– Я вижу, как тебе приятно.
– Я понимаю, тебе сейчас грустно.
– Похоже, ты очень разозлился.
Будьте примером для ребёнка – говорите ему о том, что чувствуете. Рассказывайте ему о своих эмоциях и чувствах. Ведь дети смотрят на нас и учатся.
Также старайтесь меньше говорить и больше слушать ребёнка. И слушать необходимо очень внимательно! Помните, что у вас целых ДВА уха, и только ОДИН рот, а не наоборот.
Сочувствуйте ребёнку
Принимайте чувства ребёнка, сочувствуйте и поддерживайте его. Объясняйте и предлагайте (но не навязывайте) варианты решения возникшей ситуации:
– Извини меня, я не хотела тебя обидеть, давай обнимемся.
– Давай подумаем, что можно сделать.
– Понимаю, как тебе обидно.
– Папа очень любит тебя и не даёт тебе (сладкое, игрушку и т.д.), т.к. это вредно для тебя.
– Предложи мальчику поменяться.
– Я вижу, ты хочешь побыть одна. Приходи, когда будешь готова снова играть вместе.
– Мне тоже было бы обидно, Я ТЕБЯ ПОНИМАЮ.
Вариантов таких поддерживающих фраз бесконечное множество, но главное в них – это сочувствие, принятие, поддержка и УВАЖЕНИЕ к чувствам ребёнка.
И это совсем не значит, что вы должны во всём ему уступать и идти «на поводу». Вы можете придерживаться своей линии поведения, и при этом принимать чувства ребёнка и помогать ему их проживать.
Примеры диалогов с ребёнком.
Диалоги, приведённые ниже, создают безопасное пространство, в котором ваш ребёнок научится лучше понимать себя и других, а также будет чувствовать вашу поддержку и принятие.
Давайте разберём конкретные ситуации.
Пример 1. Вы видите, что ребёнок обижается
Вместо таких обидных фраз, как: «перестань обижаться», «на обиженных воду возят», «да ладно, ерунда какая», «я тоже на тебя обижусь» и т.д., ОЗВУЧЬТЕ чувство ребёнка: «Я вижу, что ты обиделся на меня (папу, бабушку, мальчика)».
Далее, объясните ребёнку, ПОЧЕМУ он это чувствует:
– Потому что я так строго тебе сказала и стало неприятно;
– Потому что папа не дал тебе, чего ты хотел;
– Бабушка пошутила над тобой и тебе это не понравилось;
– Мальчик не дал тебе игрушку и т.д…
Научите ребёнка тому, как он может сказать о переживании своими словами: «Ты можешь сказать: «Я обиделся на тебя» и тогда мне будет понятно, что с тобой».
Пример 2. Вы видите, что ребёнок злится
Вместо: «хватит злиться», «злиться нельзя», «фу какая ты некрасивая, когда злишься», «хорошие девочки не злятся», «злюка», «иди злиться в свою комнату» и т.д., скажите:
– Я вижу, ты сердишься на сестру, потому что она сломала твой домик. Конечно, это неприятно, когда то, что ты строишь, ломают. Ты можешь сказать сестре: «Мне обидно и я злюсь на тебя, так делать нельзя!». Давай подумаем, как это можно исправить.
Пример 3. Вы видите, что ребёнок капризничает
Вместо: «хватит ныть», «рот закрой», «надоела уже», «ну что тебе еще нужно», «я тоже устала», «прекрати сейчас же», скажите:
– Я вижу, что тебя что-то беспокоит. Возможно, ты устал или не выспался, или голодный? А может быть, тебе хочется моего внимания? Ты можешь сказать: «Мама, мне грустно, обними меня, я хочу твоего внимания». Иди ко мне.
– Я понимаю, ты расстроился, потому что не хотел уходить с площадки. Давай мы вечером снова придем сюда. А сейчас, по дороге домой поиграем в игру «кто больше увидит красных машин».
Пример 4. Вы видите, что ребёнок боится или волнуется
Вместо: «трусишка», «это совсем не страшно», «не придумывай всякую ерунду», скажите:
– Я вижу, ты немного боишься, потому что в комнате темно. Расскажи мне, что тебя беспокоит (слушаете). Давай подумаем, что можно сделать. Оставить тебе ночничок и открытую дверь в комнате? Я могу с тобой посидеть.
– Я вижу, что ты волнуешься, потому что никогда здесь раньше не был. Все будет хорошо. Давай я тебе сейчас подробно расскажу, что будет происходить и тебе это поможет.
Эмоциональный интеллект – основа счастливой жизни человека.
Знания позволяют найти хорошую работу. А эмоциональный интеллект позволяет сделать карьеру.
Но даже если не думать о будущей карьере ребёнка, важно привить ему навыки анализа эмоций и работы с ними, ведь именно эмоции помогают социализироваться в мире и раскрашивают наши будни!
А вы как думаете, что важнее в жизни - хорошее образование или развитый эмоциональный интеллект?