Построение индивидуального плана развития в нашем реабилитационном центре начинается с первичного консилиума независимо от того, получал ли ребенок, которого мы впервые видим в наших стенах, какое-то лечение и реабилитацию ранее или родители впервые обратились за помощью. Нам необходимо объективно оценить состояние ребенка в исходной точке, из которой мы будем двигаться к достижениям и понять, какие его сильные стороны мы будем использовать в работе, какие слабые моменты нужно компенсировать и в какой последовательности. ⠀
⠀
Консилиум проводится руководителями педагогического и медицинского звеньев реабилитационного центра. По необходимости к участию привлекаются другие специалисты.⠀
⠀
Давайте на конкретном примере посмотрим, как это происходит на практике.⠀
⠀
На консилиум обратилась семья с дочерью 11 лет. Назовем ее Евой. У девочки сенсомоторная алалия, и с этим диагнозом она проходила реабилитацию в довольно известных центрах. Ее консультировали разные психиатры, и стоит также диагноз РАС и легкая умственная отсталость под вопросом.⠀
⠀
➀ Мы начинаем всегда со сбора анамнеза, с беременности, течения родов, послеродового периода, истории с первого года жизни до настоящего времени. Нас интересует время появления первых признаков неблагополучия в коммуникации, темпы освоения моторных навыков, речи, сопутствующие соматические заболевания.⠀
Затем мы подробно выслушиваем жалобы на текущее состояние. Беседа с родителями проходит, по возможности, в отсутствие ребенка.⠀
⠀
➁ После этого мы знакомимся с ребенком и начинаем его обследование с нейроэнергокартирования. Что нам дает это исследование?⠀
⠀
НЭК позволяет оценить энергообмен в головном мозге, в разных его отделах, а значит, объективно судить о состоянии нейронов и сосудов. Мы снимаем фоновую НЭК и потом выполняем с ребенком достаточно большой спектр нагрузочных проб (аудиальную, световую, проприоцептивную, когнитивную пробы, исследование костной проводимости и т. д.), если состояние ребенка позволяет это сделать.⠀
⠀
На НЭК у Евы видно, что состояние нейронов областей мозга, отвечающих за проведение слуховых импульсов внутри мозга к коре, не демонстрирует признаков снижения энергообмена. А значит, сенсорный компонент алалии хорошо компенсирован предыдущими специалистами. Это подтверждается клинически. Девочка очень быстро отвечает на задаваемые вопросы. Сохраняется моторный компонент алалии.⠀
⠀
⇨ При фоновой НЭК обращает на себя внимание наличие сосудистого компонента и быстрой реакции лимбической системы. Девочка очень чувствительна к любым видам нагрузки и быстро истощается.⠀
⇨ При вертеброгенных пробах изменения на НЭК указывают на некомпенсированную шейную травму, в связи с чем в реабилитацию одним из первых пунктов встает исследование сосудов шеи и консультация остеопата.⠀
⇨ На когнитивную нагрузку мы видим недостаточную реакцию лобных отделов, но снижения энергообмена, как это обычно происходит при умственной отсталости, нет. ⠀
⠀
➂ После проведения НЭК наступает время активного взаимодействия с ребенком. С детьми помладше педагог играет, с более старшими можно писать, читать, рисовать, беседовать и задавать вопросы. Также, проводятся нейропсихологические тесты, позволяющие оценить необходимость занятий с нейропсихологом. У детей школьного возраста интересно посмотреть тетради.На этом этапе оценивается способность к коммуникации, ступень функционального эмоционального развития, особенности сенсорных систем, способность к саморегуляции.⠀
⠀
➃ Затем случай обсуждается специалистами, и родителям предлагается план дообследования (если нужно), занятия со специалистами педагогического звена и консультации медиков, чье профессиональное сопровождение поможет ребенку развиваться более гармонично.⠀
⠀
У Евы рекомендации по работе с остеопатом дополняются посещением невролога и классического гомеопата, так как в истории жизни есть моменты ухудшения после воздействия определенных токсинов и необходимо присоединение CEASE протокола.⠀
⠀
После завершения работы остеопата ей предстоят занятия с нейропсихологом и специалистом по адаптивной физкультуре, а также логопедические занятия. Повторный консилиум в ее случае целесообразен через 6 месяцев, так как к этому моменту первый этап работы будет выполнен и можно будет ставить следующие задачи.⠀
⠀
Заключение консилиума выдается сразу в конце приема. Все рекомендации по прохождению дополнительных исследований также выдаются вместе с заключением.⠀
⠀
Главврач центра, врач-гомеопат Горевая Татьяна Владимировна