Отношения Начальник и Подчиненный часто вызывают трудности. Как руководителю тактично сделать замечание, не нарушая границ? Как подчиненному корректно защитить личные границы, если начальник их нарушил?
Ответила в прямом эфире на "Радио КП-Самара" в программе "Проснись, Самара!" (26.01.2023). Не все идеи успела донести, поэтому напишу основные идеи и дополнения текстом ниже видео.
[youtube]https://youtu.be/om_btKFHv34[/youtube]
Отношения в коллективе выстраиваются через понимание и соблюдение границ ролей. "Я начальник" или "Я подчиненный". Важно, чтобы психологически каждый находился в своей роли.
Скандалы в любом случае – это деструктивная форма взаимодействия между людьми, особенно в рабочем пространстве. Конечно, это не норма.
Если мы говорим про роли начальника и починенного, то конфликты часто возникают из-за ошибки в коммуникациях. Когда люди начинают менять свою роль, выходить из нее.
Роль начальника – это системное управление отделом или компанией, выполнение рабочих задач более высокого уровня (чем у сотрудников), ответственность за эффективность выполняемой работы.
Как нарушает свою роль начальник:
• Осуждает коллег за их спиной, переходит на личности
• Проявляет некомпетентности, неспособность к решению вопросов
• Занимается действиями, не относящимися к работе
• Неадекватно оценивает сотрудников
Роль починенного - служение одной цели с коллегами и начальством, приверженность делу, дружественность к коллективу.
Как нарушает свою роль починенный:
• Осуждает начальство и коллег за их спиной
• Высокомерный тон
• Занимается делами, не относящимся к работе
• Не делает свою работу
За что часто ругают руководители своих подчиненных? За то, что не делают свою работу. А не делать свою работу - это нарушение роли. Однако это не означает, что у руководителя есть право переходить на крик и обсуждать личность подчиненного. Важно, чтобы все участники рабочего процесса находились в рамках своих ролей, тогда рабочие вопросы можно решать конструктивно.
Мотивирует ли сотрудников ругань со стороны руководства?
Смотря какая ругань. Если поругали корректно, по делу, сохраняя уважение, то это может быть полезным для стимула сотрудника стараться работать лучше.
Например, как может руководитель корректно сделать замечание подчиненному:
- При все моем уважении к вам, я возмущен, что работа не сделана к сроку. Даю вам срок до завтра. Если вам нужна моя помощь или что-то еще, подойдите после 17:00 часов.
А если это ругань с унижениями, переходом на личности, то скорее на мотивации это скажется отрицательно. Что чувствует человек, когда на него орут, унижают? Конечно, это неприятно, и кажется несправедливым. Появляется обида, злость, чувство вины. В таком состоянии и в такой нездоровой атмосфере сотрудник вряд ли будет ресурсен для работы. Особенно, если человек ранимый, чувствительный, то это может сильно ранить и даже травмировать его.
На моих сессиях мы часто с клиентами прорабатываем такие ситуации, когда человек находится в хроническом стрессе именно из-за работы и неуважительного обращения со стороны руководства.
Как реагировать на руководство, если оно позволяет устраивать прилюдные скандалы на работе?
Опять же, что называть скандалом и как он проявляется. Если вы видите, что руководитель в целом человек адекватный, но расстроился невыполнением каких-то задач починенными, и позволил себе переход на личность, то здесь важно вежливо, сохраняя уважение, напомнить ему о том, что вы в деловых отношениях.
Например, что подчиненный может сказать руководителю:
- Уважаемый, Иван Иванович. Я согласен с тем, что поставленная задача не выполнена в нужном объеме. При всем уважении к вам, я попросил бы вас не переходить на обсуждение моей личности. Если у вас есть конкретные замечания, я готов их выслушать.»
Таким образом вы ставите границу ваших отношений в рамках роли.
Если руководитель истерично кричит на починенных, выпускает пар на них не по делу, самоутверждаясь за их счет, то здесь мы можем иметь дело с не очень здоровым психически человеком. Поэтому по возможности учиться не поддаваться эмоциям, подождать, когда выпустит пар, и затем уже разговаривать по делу, конструктивно, если это возможно.
Главное правило – оставаться в своей роли, не менять ее самому, и не позволять менять роль с вами другим. Проявлять уважение и дружелюбие.
Благодарю медиахолдинг Комсомольская правда - Самара - KP.RU и ведущих на сотрудничество и актуализацию важных тем!
Идеи ролей взяты из метода универсальных трансформаций, которому я также обучалась. За что благодарность её автору Марии Ковалевой!
Ангелина Сигал
Психолог, действительный член ППЛ
Консультации онлайн
Автор: Ангелина Сигал
Психолог, Действительный член ППЛ
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru