Чем младше ребёнок, тем больше родители за него беспокоятся, волнуются, переживают и тем чаще они стремятся ему запретить делать плохие или опасные, на их взгляд, поступки. Что не говорите, а запреты есть неотъемлемая часть процесса воспитания и проблема не в их существовании, а в отсутствии последовательности, высокой частоте, уместности запретов, а также в эмоциональной реакции родителя во время озвучивании своего "нет".
И, хорошо, когда родители находят баланс между запретами, объяснениями и поощрениями. Но чаще бывает по-другому: частота запретов растёт, в результате чего, слово "нет" становится для малыша настолько частым атрибутом повседневного взаимодействия с родителями, что он не видит и не воспринимает серьезность ситуации. Когда запреты становятся постоянной средой в жизни ребёнка, то у него исчезает возможность выбора, а это идеальная ситуация для развития такой черты в поведении, которую родители называют "непослушание". Слово "нет" теряет свою ценность в результате частых и неуместных запретов. Может быть, иногда, вместо запрета попробовать просто побыть рядом с ребёнком, помогая ему в исследовании того или иного явления? Или просто поговорить с ним о смысле того, что вы хотите до него донести, а потом предложить альтернативу? Таким образом, мы подошли к выводу: слишком часто звучащее "нет" рано или поздно превращается для ребёнка в пустой звук.
Далее, следует проанализировать очень частое явление - оспаривание ребёнком того или иного запрета. Если после такого спора вы сдаетесь и ваше запрет превращается в тыкву разрешение или смирение, то малыш быстро возьмёт на вооружение и освоит эту тактику - "я спорю, настаиваю, капризничаю и мама с папой отступают". Вот именно здесь и важна последовательность родительского поведения и эмоционального реагирования. Не становитесь ребенком сами, не спорьте, оставайтесь спокойными, продолжайте тихим, размеренным голосом говорить ровно те же аргументы, что вы говорили в самом начале. Не меняйте обдуманное и взвешенное вами "нет" на импульсивное "да". Если вы хотите передумать, тогда другое дело, тогда так и скажите об этом ребенку, что вам надо ещё раз всё обдумать. Менять решение осознанно - это одно, а отказываться от своих слов под воздействием эмоций или детского натиска - это уже другое.
Отдельно хочу сказать об угрозах. Ну, вот эти все: "если ты ещё раз так поступишь, то вон, видишь дяденьку, он сразу тебя заберёт", "только попробуй не послушаться - больше никогда никаких конфет или игрушек тебе не куплю". Это всё пустое: никакому дяденьке вы не позволите и близко подойти к вашему ребенку, а насчёт покупок, то как покупали, так и будете покупать! Не надо запугиваний! В них никакого воспитательного смысла, а только зарождение страха на первых этапах, а на последующих понимание того, что ваши угрозы наполнены... пустотой.
Страх и угрозы - плохие помощники в воспитании детей.
Берегите себя!
Сабиров Салават.
Мой Телеграмм канал: #Вашличныйпсихолог
На индивидуальную консультацию онлайн или личный приём в Волгограде можно записаться по номеру: +79050620750
Автор: Сабиров Салават Шамгунович
Психолог, Семейный психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru