Найти в Дзене
ЛЕТАЕМ ВМЕСТЕ

Крупнейшие авиапроизводители мира 2022. Санкции нарушили планы, но не сломали Россию.

Оглавление

Наш традиционный рейтинг мировых авиапроизводителей мы публикуем уже четвёртый раз. Первая тройка пока остаётся в неприкосновенности, а вот за пределами тройки каждый год происходят разнонаправленные перемещения. В этом году приятно удивил и переместился вверх Китай. Россия неожиданно просела и переместилась вниз. Разберёмся подробнее с этими перемещениями.

Для понимания глубины кризисных процессов в мировом авиапроме в этом году сравниваем текущие поставки с максимальными докризисными.

1. Эйрбас (Airbus), Европа

Поставки 2019 года: 863 самолёта

Поставки 2022 года: 661 самолёт (-23%)

Прогноз на 2023 год: стабильный, отклонения от достигнутых цифр не более 5%.

Эйрбас сохраняет лидерство на протяжении 4-х лет подряд после двойной катастрофы самолётов Боинг 737 МАХ. Однако, в пандемию производство просело очень серьёзно. Выйти на рекордные уровни 2019 года европейскому авиапроизводителю вряд ли удастся. Компанию, как и всю Европу, ждёт нелёгкий год.

Подробнее по каждому типу самолётов и его проблемах читайте в нашем ежегодном обзоре. С момента выхода обзора Эйрбасу удалось решить только одну проблему. Компания заключила мировое соглашение с Катарскими авиалиниями, что позволит А-350 увеличить отрыв от дальнемагистральных самолётов Боинга.

Эйрбас не успел завершить поставки А-350 для Аэрофлота
Эйрбас не успел завершить поставки А-350 для Аэрофлота

Европейцы послушно присоединились к санкциям против России в связи с чем их доля на российском рынке будет постоянно сокращаться. В 2022 году количество эйрбасов в России сократилось на 37 самолётов.

2. Боинг (Boeing), США

Поставки 2018 года: 778 самолётов

Поставки 2022 года: 453 самолёта (-42%)

Прогноз на 2023 год: стабильный, ожидается увеличение поставок на 5-10% за счёт снижения накопленных запасов.

У Боинга серьёзные производственные проблемы со всеми типами кроме Б-767. Кризис перепроизводства моделей 737, 777 и 787 далёк от завершения. На заводских стоянках по прежнему простаивают без дела более 300 бортов.

Проблемы компании не удивляют на фоне того, что поддержка содомитов для Боинга стала важнее поддержки выпускаемых самолётов. На фото вы можете наглядно увидеть истинные ценности Боинга 21 века. Теперь это уже не авиастроительная компания, а прайд.

Подробности по типам производимых самолётов можно изучить в ежегодном итоговом обзоре Боинга.

Боинг активнее всех остальных авиапроизводителей поддерживает антироссийские санкции. Закономерным результатом такой позиции стало радикальное сокращение доли Боинга на нашем рынке. За год российские авиакомпании избавились от 56 боингов.

3. Эмбраер (Embraer), Бразилия

Поставки 2016 года: 108 самолётов

Поставки 2022 года: 52 самолёта (-52%)

Прогноз на 2023 год: стабильный, ожидается сохранение поставок на уровне 45-50 самолётов.

У бразильского авиапроизводителя производство обвалилось примерно в 2 раза. На этом уровне Эмбраер и пытается его зафиксировать. Пока это удаётся с трудом, ведь компания много лет готовилась стать региональным филиалом Боинга, но американский "старший брат" кинул его в 2020 году.

Разработка модели Е-175-Е2 в очередной раз перенесена на 3 года. Теперь конкурента нашего Суперджета не стоит ожидать ранее 2027 года. Также заморожена до конца десятилетия разработка перспективного турбовинтового самолёта.

Проект революционного бразильского турбопропа заморожен на неопределённый срок
Проект революционного бразильского турбопропа заморожен на неопределённый срок

Эмбраер присоединился к санкциям против России, посему никаких перспектив на нашем рынке у него больше нет. В ушедшем году Россию покинули 2 борта Е-190 авиакомпании Пегас Флай.

4. COMAC, Китай

Поставки 2021 года: 22 самолёта

Поставки 2022 года: 35 самолётов (+59%)

Прогноз на 2023 год: позитивный, ожидается небольшой рост поставок до уровня в 40 самолётов.

Китайцы удивили в этом году. Несмотря на пандемийные ограничения, которые они сохраняли до конца года, они умудрились сохранить темп выпуска "китайского суперджета" ARJ-21 на уровне в 25 бортов. Кроме всего прочего, они передали китайским авиакомпаниям более десятка бортов, выпущенных в предыдущие годы. Впервые за 7 лет эксплуатации осуществлена поставка самолёта на экспорт. Один самолёт ARJ-21 отправился в Индонезию.

А главным событием года для китайского авиапрома безусловно стала сертификация и передача первого серийного самолёта С919, конкурента нашего МС-21. Самолёт пока передали формально. Первый рейс с пассажирами ожидается в конце февраля 2023 года.

Первый серийный китайский среднемагистральный самолёт С-919
Первый серийный китайский среднемагистральный самолёт С-919

Самым главным риском для успеха китайского авиапрома являются вполне вероятные санкции, аналогичные антироссийским. Китайские самолёты зависят от импортных комплектующих и двигателей гораздо сильнее, чем наши Суперджет и МС-21.

5. АТР (ATR, Франция-Италия)

Поставки 2015 года: 88 самолётов

Поставки 2022 года: 26 самолётов (-70%)

Прогноз на 2023 год: стабильный, ожидается сохранение поставок на уровне 25-30 самолётов.

Европейский производитель турбовинтовых региональных самолётов уже много лет не может выйти на свои максимумы 2015 года. И это несмотря на уход с рынка главного конкурента - канадского Бомбардье.

На российском рынке у компании будущего нет из-за присоединения к санкциям. На текущий момент АТР делит последнее место с Эмбраером на нашем рынке.

6. ОАК, Россия

Поставки 2021 года: 27 самолётов

Поставки 2022 года: 14 самолётов (-48%)

Прогноз на 2023 год: негативный, ожидается снижение поставок до 6-8 самолётов.

2022 год стал переломным для российской авиации во всех смыслах. С одной стороны, введённые западом санкции сократили авиапарк и перевозки. Это краткосрочный эффект.

С другой стороны, этот шаг закрыл для западных авиапроизводителей наш рынок, который они сами же оценивали почти в тысячу самолётов на ближайшие 15-20 лет. Теперь этот кусок пирога достанется российскому ОАК, что открывает перед ним отличные перспективы на полную его загрузку ближайшие 20 лет. Это долгосрочный эффект.

В 2022 году ОАК передал российским авиакомпаниям (Россия, Ред Вингс, Азимут) 12 Суперджетов. Общее количество Суперджетов, эксплуатирующихся в России выросло до рекордных 160 самолётов. В специальный лётный отряд "Россия" переданы спецборта Ту-214 и Ил-96.

Российскому авиапрому вскоре предстоит взять новую высоту
Российскому авиапрому вскоре предстоит взять новую высоту

На 2023 год намечены передача 4 Суперджетов первого поколения, выпущенных в 2022 году, и 2 русифицированных Суперджетов второго поколения с отечественными двигателями ПД-8. Возможны также поставка Ту-214 и Ил-114-300.

Столь радикальное снижение поставок ближайшие пару лет связано с 2 факторами. Во-первых, авиазаводы сейчас заняты приоритетной задачей по выполнению гособоронзаказа, который был увеличен в 1,5 раза по сравнению с довоенными планами.

Во-вторых, авиапром эти 2 года будет в-основном заниматься реконструкцией мощностей под расширение выпуска гражданских самолётов. А главной задачей будут интенсивные испытания и сертификация полностью импортозамещённых версий самолётов ЛМС-901 "Байкал", Ил-114-300, Суперджета и МС-21-310.

Доля отечественных самолётов, составлявшая на начало 2022 года 30%, к концу года выросла до 33,5%. Теперь эта доля будет постоянно расти и к 2030 году должна достигнуть 80%. У российского авиапрома впереди много работы.

7. Де Хэвилэнд Канада (De Havilland Canada, Канада)

Поставки 2019 года: 9 самолётов

Поставки 2022 года: 6 самолётов (-33%)

Прогноз на 2023 год: негативный, поставок не ожидается.

Производство самолётов канадцами в настоящее время приостановлено. В сентябре 2022 года компания объявила, что нашла новое место для авиазавода возле Калгари (провинция Альберта). Сроки окончания строительства сейчас не называются, хотя ранее речь шла про 2024 год.

В этом году заказчикам были переданы 6 самолётов Dash-8-400, произведённые в 2021 году до остановки производства.

Для получения новостей авиапрома не забудьте подписаться на наш Телеграм. 7 и 8 февраля в телеграм-канале будут публиковаться оперативные новости с выставки NAIS-2023.