Как правило, человек противоречив: ему и хочется, и не хочется перестать бояться. Хочется быть уверенным и раскованным, смелым, успешным – а за страх держится, а расстаться со страхом страшно. Психоаналитики называют это «сопротивлением». Так дает о себе знать наша природа с ее гигантским опытом недоверия миру.
Лишиться страха – отказаться от защиты, довериться. А на каком основании?
– Сознание верит, а подсознание – нет?
– Именно так!
Чувство страха подобно боли: множество поводов – вне нас. Но причина подлинная, коренная – всегда только внутри: это мы сами, наш мозг и нервы. Можно убрать повод. Можно взять под контроль «исполнителя» – уменьшить и совсем устранить чувство страха с помощью химии, начиная с валерьянки и кончая алкоголем и хуже. А можно с помощью собственных действий, с помощью техник саморегуляции.
Если дыхание свободно, если мышцы расслаблены и сосуды разжаты – вы уже просто не можете чувствовать страх, вы свободны. Одним из способов обрести способность к саморегуляции это творчество.
Творческий потенциал заложен во всех без исключения. Творческая активность является одним из универсальных и эффективных способов преодоления травматического опыта, поддержки и укрепления личности. Поэтому мы рассматриваем возможность формирования навыка саморегуляции путём включения метода арт-терапевтического процесса как элемента жизни родителя, имеющего ребенка с ОВЗ.
Метод Колобка
Вспомните, что у вас получается легко, непринужденно, уверенно?
Рисовать? Танцевать? Лепить?
Не важно что, но важно то, что это нравится именно вам!
Вспомните это хорошо и представьте ярко, картинно. Вообразите – будто делаете, проживите внутри себя. Или просто – делайте. Делайте то, что вы делаете уверенно, непосредственно перед тем, что бы делать что-то чего вы боитесь.
Наполняйте себя энергией. Погрузитесь в делание. И затем из поля уверенности сделайте шаг в «поле страха», перенося настрой из одной ситуации в другую – как Колобок.
Ощутите себя и совершите действие ( обратите внимание на изменение вашего эмоционального и физического состояния )
Мы активно используем метод арт -терапии как хорошее подспорье для коррекции эмоционально-волевых нарушений, не только для взрослых, но и детей с ОВЗ. Например, в работе с детьми с расстройством аутистического спектра; а также с чувством одиночества у детей с педагогической запущенностью; наличием конфликтных межличностных отношений между детьми разного возраста в семье; конфликтами в семье, повышенной тревожностью, страхами, фобическими расстройствами, проявлениями подёргивания различных мышц и пр.
Попробуйте прямо сейчас поиграть с вашим ребенком:
Дождик
Майский вдруг закапал дождь. / Дети ритмично щелкают пальцами рук.
Кап-кап-кап-кап / Ритмично притопывают.
И по лужам ты идешь. /Ритмично потирают ладонь о ладонь
Так-так-так-так /Ритмично потирают ладонями о колени.
Ветер шелестит листвой.
Ш-ш-ш-ш.
Спрятал кудри под травой.
Тш-тш-тш-тш.
Дождь сильнее застучал.
Тук-тук-тук-тук / Ритмично стучат указательным пальцем одной руки о ладонь другой.
Скоро дождик ливнем стал.
Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук / Ритмично хлопают в ладоши.
С помощью арт-терапии легко можно войти в контакт с самим собой и вашим внутренним ребёнком, или вашим ребенком. Можно просто раскрыть большой лист бумаги и предложить материалы для рисования – маркеры, карандаши, краски. Краски — это самый подходящий материал для занятия. Ребёнок начинает рисовать на свободную тему и постепенно ощущая самого себя, обретая свою внутреннюю опору. Так творческая деятельность и любая арт - активность формирует универсальных механизмов восстановления психологического гомеостаза и адаптации человека к изменяющимся условиям окружающей среды в разные периоды его жизни.