"Это сложно!" и "Это долго!" - самые частые возражения на мои статьи про важность и значимость финансового планирования и ведения бюджета. В этой статье я собрала несколько готовых схем ведения бюджета, без сложных корректировок по конкретным направлениям и статьям расходов.
1. Методика Элизабет и Амелии Уоррен
Эту методику можно детальнее изучить в книге "Все ваше благосостояние: главный денежный план на всю жизнь". Суть в том, что весь входящий доход надо разделить на 3 крупные категории:
- накопления, оплата кредитов и долгов - 20%;
- необязательные расходы, развлечения и обучение - 30%;
- покупка продуктов и вещей, оплата жилья и т д - 50%.
Прелесть подхода в том, что он очень прост в разделении, не требует тщательных расчётов и при этом не ущемляет, не оставляет ощущения, что всё заработанное надо экономить и не тратить на себя. 30%, которые уходят на необязательные траты, дают ощущение свободы и при этом удерживают в рамках бюджета.
2. Система Kakebo
Эта японская методика подходит уже тем, кто готов к чуть более сложным расчётам, но всё ещё не хочет заморачиваться с отдельными категориями трат. Суть в том, что весь доход делится на 3 составляющие:
- Обязательные траты - траты на важные обязательные платежи, которые нельзя отменить (аренда, коммунальные услуги и т.д.);
- Сбережения - инвестиции на формирование собственного капитала
- Бытовые расходы, которые в свою очередь делят на 4 подкатегории: бытовые траты, культурно-образовательные, отдых и развлечения, непредвиденные траты.
Основной принцип Kakebo - это ручное ведение бюджета в записной книжке, в которой отмечаются все доходы и расходы на протяжении месяца. В записной книжке есть четыре раздела: доходы, фиксированные расходы, переменные расходы и сбережения.
Для начала месяца в Kakebo выделяется две страницы, на одной из которых записываются цели на месяц и планируемые расходы. После этого в течение месяца в записной книжке фиксируются все доходы и расходы. В конце месяца происходит анализ, который позволяет определить, были ли достигнуты поставленные цели, какие расходы можно сократить и какие суммы можно отложить в сбережения.
Дополнительно, в Kakebo используется концепция "Трех вопросов", которые помогают принимать осознанные решения о покупках и использовании денег:
- Почему я хочу купить это? (вопрос о цели покупки)
- На самом деле ли мне это нужно? (вопрос о необходимости)
- Могу ли я себе это позволить? (вопрос о возможности покупки)
Kakebo может быть особенно полезна для тех, кто консервативно предпочитает бумажное ведение дел вместо электронных девайсов.
3. Теория 4 конвертов
Этот вариант подходит тем, кто не любит планировать суммы на большой срок. Кто тратит зарплату сразу, как только получит)
- Из месячного дохода вычитаете все обязательные расходы
- после отчисляете определённый (комфортный для вашего бюджета) процент в фонд сбережений
- оставшуюся сумму делите на 4 конверта (1 неделя - 1 конверт). Правда, в месяце больше 4 недель. Эту разницу можете учесть по своим предпочтениям. Либо делить на 5 конвертов и тратить в неделю заведомо меньшую сумму, но зато владеть остатком на своё усмотрение)
4. Правило 80/20
И, наконец, самый простой и легкий способ планирования. Если совсем никакая организация не получается и в тягость. Главное придерживаться одного-единственного правила: обязательно откладывать часть дохода!
20% - первым делом откладываем на оплату долгов и создание финансовой подушки;
80% - все остальное.
_______________________
Что касается меня, я не пользуюсь какой-то готовой схемой или подходом. Каждую статью расходов планирую и отслеживаю отдельно, меняя пропорции в зависимости от своих целей, окружающей действительности и прочих факторов. Использую для этого приложение Дзен мани (для учёта расходов и доходов) и таблицу в Гугл-таблицах для ведения общего личного финансового плана. Такой метод подходит для тех, кто получает удовольствие от самого процесса, у кого аналитический склад ума.
Планирование бюджета должно быть комфортным и понятным для вас, подбирайте подходящие вам методы и способы планирования.
Всем профицитного бюджета! 😄