На первых минутах одного из уроков истории было очень тихо. Учителя пришли в кабинет с пачкой бумаги и цветными карандашами.
— Сегодня, друзья, мы будем прощаться.
Недоумение практически осязаемо. С кем? С чем? Почему? Неожиданно из учительского компьютера запел «Время изменится» Михаил Вавич.
— Прощаться с Российской империей.
Это реальная история, произошедшая в конце прошлого полугодия в профильных группах 10 класса. Традиционно последние уроки отводятся на обобщение пройденного материала. Фактически, это оно и было, только материал, который предстояло обобщить, был непростой.
Ещё интереснее была форма обобщения. Учителя истории Александра Васильевна Фокина и Анастасия Дмитриевна Сухенко предложили десятиклассникам написать прощальные письма Российской империи.
«Прощай, имперская Россия!
Страна дворян без бороды,
Потомок древней Византии,
Не бойся ты своей судьбы».
Россия стала империей в 1721 году. В 1917 году эта история закончилась. Несколько лет школьной программы посвящены этому периоду. Завершение его изучения аккуратно пришлось у нас на завершение полугодия, невозможно было устоять и не воспользоваться шансом.
«Дорогая империя,
с самого твоего рождения мы следили за твоим развитием. Мы видели твои удачи и неудачи, темные и светлые времена. Ты выросла, как вырастает дитя, и пришла пора отправиться в суровую взрослую жизнь».
Может показаться, что это просто забава, но тексты учеников говорят о другом. Получилась удивительной красоты и глубины рефлексия. Обращаясь к империи, ученики обращались к человеку. Особенно было интересно обсудить выбор обращения: кто-то писал близкому другу, кто-то - почтенной вдове. Что стоит за этим выбором?
Учителя попросили ребят упомянуть в письмах важнейшие, на их взгляд, события истории Российской империи. Почему именно эти события пришли на ум в момент прощания?
«Помните, как сверкали глаза первого императора, еще ходившего тогда в царских ботинках среди строительных лесов?»
Все письма получились разными: есть и ода, и песня, и комикс, и даже критическое эссе. С большим интересом ученики делились своими идеями, поясняли свои иллюстрации, комментировали метафорические находки друг друга.
Это были полтора часа концентрированного критического и креативного мышления. Здесь не было правильных и неправильных ответов, только личное восприятие. Никакой критики - лишь удивительная чуткость и интерес к созданному другими.
«Бьет роковой час прощанья,
Я покидаю тебя.
Втоптаны в землю мечтанья,
Тщетная людская молва».
Использованы цитаты Альбины Шустовой, Марии Бородиной, Дарьи Ганжа и Ивана Михайлова.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как поступить в школу «Летово»