Найти тему
1,8K подписчиков

«Сегодня, друзья, мы будем прощаться с Российской империей»

На первых минутах одного из уроков истории было очень тихо. Учителя пришли в кабинет с пачкой бумаги и цветными карандашами.

— Сегодня, друзья, мы будем прощаться.

Недоумение практически осязаемо. С кем? С чем? Почему? Неожиданно из учительского компьютера запел «Время изменится» Михаил Вавич.

— Прощаться с Российской империей.

На первых минутах одного из уроков истории было очень тихо. Учителя пришли в кабинет с пачкой бумаги и цветными карандашами. — Сегодня, друзья, мы будем прощаться. Недоумение практически осязаемо.

Это реальная история, произошедшая в конце прошлого полугодия в профильных группах 10 класса. Традиционно последние уроки отводятся на обобщение пройденного материала. Фактически, это оно и было, только материал, который предстояло обобщить, был непростой.

Ещё интереснее была форма обобщения. Учителя истории Александра Васильевна Фокина и Анастасия Дмитриевна Сухенко предложили десятиклассникам написать прощальные письма Российской империи.

«Прощай, имперская Россия!

Страна дворян без бороды,

Потомок древней Византии,

Не бойся ты своей судьбы».

На первых минутах одного из уроков истории было очень тихо. Учителя пришли в кабинет с пачкой бумаги и цветными карандашами. — Сегодня, друзья, мы будем прощаться. Недоумение практически осязаемо.-2

Россия стала империей в 1721 году. В 1917 году эта история закончилась. Несколько лет школьной программы посвящены этому периоду. Завершение его изучения аккуратно пришлось у нас на завершение полугодия, невозможно было устоять и не воспользоваться шансом.

«Дорогая империя,

с самого твоего рождения мы следили за твоим развитием. Мы видели твои удачи и неудачи, темные и светлые времена. Ты выросла, как вырастает дитя, и пришла пора отправиться в суровую взрослую жизнь».

Может показаться, что это просто забава, но тексты учеников говорят о другом. Получилась удивительной красоты и глубины рефлексия. Обращаясь к империи, ученики обращались к человеку. Особенно было интересно обсудить выбор обращения: кто-то писал близкому другу, кто-то - почтенной вдове. Что стоит за этим выбором?

На первых минутах одного из уроков истории было очень тихо. Учителя пришли в кабинет с пачкой бумаги и цветными карандашами. — Сегодня, друзья, мы будем прощаться. Недоумение практически осязаемо.-3

Учителя попросили ребят упомянуть в письмах важнейшие, на их взгляд, события истории Российской империи. Почему именно эти события пришли на ум в момент прощания?

«Помните, как сверкали глаза первого императора, еще ходившего тогда в царских ботинках среди строительных лесов?»

Все письма получились разными: есть и ода, и песня, и комикс, и даже критическое эссе. С большим интересом ученики делились своими идеями, поясняли свои иллюстрации, комментировали метафорические находки друг друга.

На первых минутах одного из уроков истории было очень тихо. Учителя пришли в кабинет с пачкой бумаги и цветными карандашами. — Сегодня, друзья, мы будем прощаться. Недоумение практически осязаемо.-4

Это были полтора часа концентрированного критического и креативного мышления. Здесь не было правильных и неправильных ответов, только личное восприятие. Никакой критики - лишь удивительная чуткость и интерес к созданному другими.

«Бьет роковой час прощанья,

Я покидаю тебя.

Втоптаны в землю мечтанья,

Тщетная людская молва».

Использованы цитаты Альбины Шустовой, Марии Бородиной, Дарьи Ганжа и Ивана Михайлова.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как поступить в школу «Летово»