Слышали ли вы когда-нибудь о существовании деревушки Дерекой возле Ялты? Эта деревня была переименована после Великой Отечественной войны и депортации местного населения в село Ущельное, а в конце 1950-х и вовсе вошла в состав Ялты. Только старожилы сегодня могут сказать, где территориально находился Дерекой-Ущельное. А когда-то (например, в начале XIX века) эта крымскотатарская деревня была больше соседней деревни Ялты, в честь неё называлась и Дерекойская волость. В деревне неоднократно бывали путешественники, оставляя заметки о ее живописности и менталитете местных жителей, также рисунки и фотографии.
Заходил в эту деревню Антон Павлович Чехов, что послужило потом поводом описать данную местность и нравы в его знаменитом ялтинском рассказе "Дама с собачкой".
Но речь пойдет не о произведении, а о его авторе. Благо у нас есть воспоминания писательницы Елены Михайловны Шавровой "Об Антоне Павловиче Чехове". Елена обожала и уважала великого писателя и своего наставника, который оказывал ей помощь в литературных изысканиях, хотя известной писательницей она так и не стала. Тем не менее, Елена Михайловна затрагивала в своих произведениях важную тему женской рефлексии, проблемы гендерных отношений в период кон. XIX - нач. XX вв.
Летом 1889 года Антон Павлович был в гостях у богатого крымского татарина Мустафы Нури, поставлявшего в Ялту (в частности, в аптеку Я.А. Левентона) кефир и кумыс и открывшего в своем дерекойском доме заведение "Паначия Бахчи" (где оно было, к сожалению, неизвестно).
На прогулку в Дерекой Антон Павлович отправился в компании своих молодых почитателей, в числе которых была и юная писательница Елена Шаврова.
Она, как и остальные дамы, покрыла в знак уважения к хозяину дома и его традициям голову марамой (головное покрывало крымскотатарских женщин). Елена вспоминала:
"Почти стемнело, когда мы отыскали дом Нури в лабиринте кривых улиц татарской деревни. Дом этот был больше других и состоял из двух половин, соединенных сквозной галереей, на которой висели для сушки длинные связки и гирлянды луку, красного перца, томатов и маку. Нури ожидал нас у входа. Низко кланяясь и по восточному обычаю прикладываю руку ко лбу, приглашал нас - осчастливить его и войти в дом.
Он угощал нас кофе из маленьких пестрых чашек без ручек, сваренным по-турецки, с гущей, и приторно сладким щербетом. Антон Павлович сидел возле Нури на самом почетном месте, пил кофе и говорил с ним обо всем, точно был первым другом Нури и превосходно разбирался в его делах..."
Впоследствии, узнав о том, что Антон Павлович болен туберкулезом, Мустафа Нури сначала сам, а потом и его подросший сын Сервер постоянно доставляли писателю на дачу кумыс. Мустафа Нури подарил писателю фотографию с надписью: "На добрую вечную память глубокоуважаемому Антону Павловичу Чехову от Мустафы Нури. г. Ялта. 18 июля 1901 г."
Антон Павлович дружил с крымскими татарами, изучил их традиции, ведь они были его соседями по деревне Аутке, где жил писатель, и где по сей день находится Дом-музей А.П. Чехова в Ялте.
А ещё у Чехова, по данным ялтинского краеведа Геннадия Шалюгина, была трость, сделанная крымскотатарскими ремесленниками. Это была искусно загнутая и отшлифованная ветка кизила с медным наконечником, тонким орнаментом и выжженным рисунком – скалами Симеиза. Писатель часто пользовался этой тростью, выходя из дома на прогулку. ⠀
Он настолько проникся культурой крымских татар, что однажды в шутку написал своей московской знакомой: «Я перешёл в магометанскую веру и уже приписан к обществу татар деревни Аутка близ Ялты … Осман Чехов».
Очень мило и с юмором, как и всегда, у Антона Павловича Чехова.
Сколько же еще известных людей бывало в Дерекое нам предстоить еще открыть!
Подробнее на эту тему я рассказываю на экскурсии "История исчезнувшей деревни Дерекой". А в это воскресенье 5 февраля в 11.00 состоится онлайн-лекция на тему культуры крымских татар. Если вы хотите поучаствовать, напишите в комментариях!
Благодарю за прочтение!
С уважением, гид и историк Екатерина Солнце.
Если вам была полезна статья, ставьте класс и подписывайтесь)