Найти тему
О Жизни и об Истории

Кинематограф как средство дискредитации рабочих специальностей в позднем СССР/Когда бытие определяет сознание

В продолжение темы, в статье Дефицит квалифицированных рабочих кадров как наследие девяностых: смертелен ли диагноз? поднятой; точнее даже в развитие строк, в ней написанных: «да и рабочие специальности еще ценились». Отчасти это так, но.

Коллаж автора. Изображения из открытых источников.
Коллаж автора. Изображения из открытых источников.

Но дискредитация в общественном сознании рабочих специальностей началась уже в позднесоветский период. Помню, как при приближении к старшим классам одна хорошая – без иронии хорошая – учительница говорила нам-оболтусам, в синей форме за партами сидящим: «Единицы в девятый пойдут, остальные – в ПТУ», мол – тупые.

Злого умысла в ее словах не было, равно как и пренебрежительного к нам отношения, да и мы ее любили, и было за что; просто – бытие определило ее сознание. А отражал его кинематограф.

В этой связи мне вспоминаются два фильма той эпохи, в жанре соцреализма снятых. Да, напрямую режиссеры обоих не ставили перед собой целью дискредитировать рабочие специальности – скорее даже наоборот, но косвенным образом они эту пагубную, как показало недалекое будущее, задачу выполняли.

Речь о «Белом вороне» с Владимиром Гостюхиным и Александром Михайловым в главной роли, и «Валентин и Валентина» с Татьяной Дорониной – в неглавной.

Для тех, кто не видел пересказывать сюжет не буду. Посмотрите. В обеих картинах на бытовом уровне неплохо, на мой взгляда, показан срез эпохи формирование новых ценностей.

Если Вам понравилась статья — подписывайтесь на мой канал

Игорь Ходаков