Найти тему

Новый «Чебурашка» (2022): ответ на возражения Ольги Будиной

Оглавление
ПризнаЮсь в любви Ольге Александровне Будиной как к актрисе. Её героини в «Границе. Таёжном романе», «Дневнике его жены» одни из моих любимых в этих фильмах. В сериале «Идиот» она умудрилась сделать весьма заурядную у Достоевского Аглаю Епанчину более объёмной, чем сама Настасья Филипповна. А Татьяна Ларина, говорящая её голосом в аудиоспектакле по «Евгению Онегину», запоминается навсегда.
ПризнаЮсь в любви Ольге Александровне Будиной как к актрисе. Её героини в «Границе. Таёжном романе», «Дневнике его жены» одни из моих любимых в этих фильмах. В сериале «Идиот» она умудрилась сделать весьма заурядную у Достоевского Аглаю Епанчину более объёмной, чем сама Настасья Филипповна. А Татьяна Ларина, говорящая её голосом в аудиоспектакле по «Евгению Онегину», запоминается навсегда.

Читать сначала цикл публикаций о «Чебурашке»

Предыдущая публикация по теме

Я никак не мог ожидать, что именно О. Будина одной из первых выступит с внятной отрицательной рецензией на нашумевший хит «Чебурашка» (2022) и при этом обозначит свою позицию развёрнуто и с аргументами. Именно её доводы привёл в своей отповеди фильму Дмитрий Певцов.

Вот ссылка на видео с YouTube-канала актрисы, которое называется «Твой друг – человек, или… Чебурашка? Выбирай!!!»:

Ниже в скобках я указываю тайм-коды из видео О. А. Будиной, чтобы не переписывать каждый раз дословно её слова.

«Ядовитая конфета» для российских детей

Прежде всего: я решил прокомментировать аргументы уважаемой актрисы, потому что частично и сам почувствовал что-то похожее при просмотре фильма.

Какое-то странное отторжение, которое трудно выразить словами, потому что авторы фильма постарались сделать действие напряжённым, тщательно выстроили кульминацию. Да и зрительский успех нового «Чебурашки» заставляет относиться к фильму внимательно.

Полемика о фильме «Чебурашка» (2022) в социальной сети
Полемика о фильме «Чебурашка» (2022) в социальной сети

Тем не менее, ощущение, что «что-то не нравится» (19:58, 39:30) и нам в профессиональной упаковке позитивных эмоций скармливают какую-то «ядовитую конфету» (54:00) у меня также возникло уже в кинотеатре. И я осторожно написал об этом статью, понимая, насколько важно корректно это чувство обосновать.

Вместе с тем, я не согласен с категоричными оценками некоторых зрителей, в том числе и самой Ольги Александровны, что это «чудовищный и вредный фильм» (53:47), который содержит «гадские смыслы» (56:00). О. А. Будина дважды подчёркивает в своём видео, что она «не критик и не искусствовед» (04:00, 15:20) и её реакция, скорее, реакция мамы.

Особенность моей ситуации в том, что я-то – как раз критик и закончил факультет искусствоведения и культурологии. А любая критика – это исследование возможностей, которыми богато произведение искусства. Поэтому мне придётся быть более конркетным в формулировках и менее категоричным.

С одной стороны важно правильно проанализировать слагаемые успеха фильма, с другой – разобраться с отравленными конфетами, если они там действительно есть. Чтобы сделать взвешенные выводы и предъявить обоснованные претензии.

Перечислю основные упрёки О. А. Будиной фильму «Чебурашка» (2022):

-3

1. Нет ни одного положительного человеческого образа (21:50), ни одного счастливого человека (33:07). Даже успешные женщины одиноки и несчастны (Римма, начальница Гены) (31:01).

2. Не раскрыта тема созидательного труда. Нам не показывают, как люди работают, исправляют, строят, творят. Нам не показывают, как Таня воспитывает сына (27:50), как Гена убирает дом после разгрома Чебурашки (53:13) и т.д.

3. Нет мужчин с мускулинными качествами, всем заправляют деловые женщины (26:00), мужчины – слабаки, которые ничего не решают (30:00).

4. Модели поведения. Воспитание детей основано на подражании поведению взрослых. Необходимо создавать положительные модели поведения для детей. В «Чебурашке» нам показывают людей, семейные отношения, рабочие отношения, которые могут подать детям дурной пример (21:19). И слова-паразиты, которые без конца употребляет Толя, могут быть подхвачены детьми (24:13).

5. Чебурашка Гену называет мамой (37:40), что может сбить гендерную идентичность маленьких зрителей

6. Новый Чебурашка = трансчеловек (39:00)

В этой статье рассмотрю первые 3 претензии к фильму.

Если у вас будет желание вступить в дискуссию, смело пишите в комментариях: разговор по делу с удовольствием поддержу. Надеюсь, я не сильно напутал с тайм-кодами.

Первые 4 упрёка можно предъявить и оригиналу

Авторы фильма далеко отошли от сказки Э. Успенского и её переложениям на экран Р. Качанова. Сильно изменился мир, в котором живут и действуют персонажи. Об этом в качестве негатива говорит Дмитрий Певцов, и мы также скажем об этом в отдельной статье.

Однако как раз первые три упрёка из списка О.А. Будиной, можно в большой степени предъявить и первоисточнику.

Ну, что, говорю, брат Гена? Да так как-то всё, отвечает. Так как-то всё... Большой оригинал!
Ну, что, говорю, брат Гена? Да так как-то всё, отвечает. Так как-то всё... Большой оригинал!

Во-первых, в сказке Э. Успенского вообще нет семейной жизни. Если посмотреть внимательно, то ВСЕ ключевые персонажи сказки Успенского одиноки. Холостяки и чайлд-фри. Как вам?

Крокодил Гена в начале истории страдает от одиночества, надувает мыльные пузыри из трубки, сам с собой играет в шахматы. Ничего не скажешь, образец для подражания!

В новом фильме у Гены хотя бы есть старый друг! В прошлом, если судить по фотографиям на стенах – у Геннадия Петровича была активная жизнь, любимая работа и крепкая семья.

Крокодил Гена Успенского играет в шахматы… сам с собой. Ему настолько плохо в начале фильма, что он расклеивает объявления по городу. И так с каждым героем – Лев Чандр, Галя, Тобик, жирафа Анюта… Даже о семье Шапокляк мы ничего не знаем, если не считать ручной крысы.

Вы уверены, что это нормальный мир, в котором вообще не уделяется внимание семье? Право, это очень странно.

И это мы еще модели семьи в «Дяде Фёдоре» не касались. Там-то всё благополучно, как думаете? И что там с мужскими моделями поведения?

Отдельно следует сказать о ценности созидательного труда. Крокодил Гена у Успенского работает… в зоопарке Крокодилом. Простите, но что он делает на работе? Пересмотрите первый мультфильм, там это показано весьма наглядно.

Как думаете, кто из двоих более трудолюбивый?
Как думаете, кто из двоих более трудолюбивый?

В это же время в новом «Чебурашке» показан работящий дворник, преодолевающая трудности борьбы с тележкой мороженщица Галя. Да и Гена подходит к работе добросовестно: посмотрите хотя бы на аккуратно развешанный по стенам садовый инвентарь.

Вообще с рабочими профессиями и сферой обслуживания в старых сказках всё намного сложнее.

Я уже упоминал в другой статье, что в мультфильмах действуют

  • продавец апельсинов-вор,
  • директор, который вредит окружающей среде,
  • ленивые рабочие, затягивающие ремонт в школе,
  • бюрократ Иван Иванович, халатно относящийся к общественно-полезной работе.
  • А ещё браконьеры.
  • А еще старуха Шапокляк, которая мажет скамейки клеем и стреляет из рогатки.

Запретим «Крокодила Гену»?

Конечно, могут возразить, что во втором мультфильме показаны пионеры, которые занимаются общественно-полезным трудом. Да, показаны.

Но, во-первых, пионеры высокомерны. Во-вторых, вспомните сцену со скворечниками. Вы уверены, что шедевры Гены и Чебурашки – хорошие образцы трудовых достижений?

Детская сказка или производственный роман?
Детская сказка или производственный роман?

И ещё… вспомните, почему Гена и Чебурашка побеждают в сборе металлолома? Кажется, они крадут якорь с корабля… Хороши образы созидательного труда, ничего не скажешь!

Да, разумеется, я намеренно предъявляю сейчас слишком завышенные требования к мультфильму. Есть гиперболизация как художественный приём, есть в конце концов законы жанра детской литературной сказки.

Я это понимаю. И всего лишь стараюсь показать, что строгих требований, которые уважаемые критики фильма (не только О. А. Будина и Д. А. Певцов) предъявляют к новой картине, вряд ли выдержат большинство произведений для детей.

Вывод:

Первые три претензии, высказанные к фильму «Чебурашка», могут быть предъявлены и художественному миру советских мультиков о Чебурашке. Там точно также показаны сомнительные семейные отношения, нет сильных мужчин, принимающих решения, показано множество несчастных, одиноких людей и оттенены социальные недостатки.

В новом фильме многие из тк называемых спорных моментов, которые были у Успенского-Качана, отсутствует. И если какие-то сомнительные черты остались, то не из-за идеологической диверсии, а из-за того, что современные сценаристы продолжали конфликтологию художественного мира «Крокодила Гены и его друзей».

Поэтому первые три претензии к фильму «Чебурашка» (2022) кажутся мне неоправданно строгими.

Однако...

Действительно ли Чебурашка трансчеловек? Читать