Знаете ли вы, дорогие читатели, о том, что такие знаменитые голливудские блокбастеры, как «Звездные войны», «Титаник», «Терминатор 2», «2001: Космическая одиссея» и «Прометей», объединяет одно: все они несут следы работы советского кинооператора, сценариста и режиссера-первопроходца Павла Клушанцева?
Да пребудет с вами сила! И многие, надеемся, догадались, что это приветствие из знаменитой саги "Звездные войны". Слава фильма давно отгремела и поутихла, кто-то любит этот фильм, кто-то яростно не приемлет, но то, что сага стала ярким явлением в искусстве кино, отрицать невозможно.
В российской киноиндустрии ходит популярная легенда о том, что в 1988 году Джордж Лукас якобы посетил Москву во время премьеры своего второго фильма «Звездных войн» - «Империя наносит ответный удар». Американский режиссер хотел встретиться с Павлом Клушанцевым, но советские власти никогда о нем не слышали. Лукас считал Клушанцева крестным отцом саги «Звездные войны», но, к сожалению, им так и не довелось встретиться. Клушанцев в конце концов умер в 1999 году.
Так кем же был этот таинственный человек? Он был гениальным режиссером, писателем и изобретателем сотен методов кинопроизводства и спецэффектов, которые до сих пор используются в киноиндустрии!
На своей Родине этот гениальный человек забыт, а вот Голливуд не помнит о русском «крестном отце» фантастических фильмов Америки - популяризирует имя русского режиссера, о Клушанцеве пишут книги, снимают сюжеты и даже отмечают юбилеи изобретателя.
Пионер нового жанра
Такие советские фильмы, как «Дорога к звездам» (1957) и «Планета бурь» (1962), были новаторскими для своего времени, их даже покупали американцы и адаптировали для своей аудитории!
В Америке «Планета бурь» стала «Путешествием на доисторическую планету» (1965), в котором снимались как американские, так и советские актеры — Геннадий Вернов, Георгий Жженов, Юрий Саранцев, Владимир Емельянов.
Одним из важнейших достижений советского кинорежиссера стало создание нового жанра – документальной фантастики.
Каждая деталь в его фильмах была сделана максимально реальной.
Пример тому можно увидеть в «Дороге к звездам» с реалистичным ночным небом и правильным расположением звезд, которое было создано благодаря семиметровой доске с лампами разной яркости, расставленными в соответствии с настоящей звездной картой.
В то время как Голливуд был впечатлен работами Клушанцева, в Советском Союзе его работы не считали важными и нужными.
В то время с финансированием было неважно, но Клушанцев, как истинно русский изобретательный человек, нашел множество способов создать невообразимое на экране, проявляя исключительный творческий подход, используя лишь несколько инструментов.
Он снял первую антигравитационную сцену в истории киноиндустрии, используя всего лишь стальной трос и камеру!
Спустя десятилетия американский кинорежиссер и монтажер Роберт Скотак, обладатель премии «Оскар», специалист по визуальным эффектам, написал Клушанцеву, который после выхода на пенсию в 1972 году жил в крошечной квартирке в Санкт-Петербурге.
Скотак сообщил, что пишет книгу о истории визуальных эффектов и после просмотра фильмов Клушанцева у него возникло аж 50 вопросов!
Новатор советского кино, который постоянно писал книги для детей, с радостью ответил Скотаку, с которым он наконец встретился в 1992 году.
По словам его дочери, советский гений никогда не просил денег, когда его нововведения использовались за границей, и никогда ничего не получал от Голливуда.
"Скотак говорил, что в Америке дорогая техника, но мало творческих людей, и в этом плане мой отец был выдающимся", — вспоминает дочь Клушанцева Жанна.
И все же было бы неправильно говорить, что все американские блокбастеры сделаны благодаря Клушанцеву. Его технологии и инструменты — это скорее отправная точка для современного кинопроизводства.
Его фильмы могут показаться современному зрителю немного наивными, но если учесть период и обстановку той эпохи, когда появились его фильмы, когда широкая публика мало знала о космосе, они производят сильное впечатление.
Из воспоминаний Клушанцева:
"Наши фильмы впервые в истории запечатлели стыковку и посадку космических кораблей, первый полет в космос и первое путешествие на Луну".
Все его предсказания смотрели на 30 лет вперед и в итоге оказались очень близки к реальности.
- Ракеты в фильмах Клушанцева, например, были почти идентичны настоящим, над которыми тайно работали советские инженеры.
- Клушанцев также впервые изобразил робота как друга космического экипажа. Как и C-3PO из «Звездных войн», им также управлял актер-человек в костюме робота.
Помимо этого, Клушанцев создавал военно-учебные фильмы. Так он снял пособие для артиллеристов - "Стрельба на рикошетах", где, творчески используя трофейную немецкую кинокамеру, в замедленном темпе снял полет снаряда от выхода из ствола и до подлета к цели. Генералы были в шоке.
Клушанцев мог делать то, что не умел никто, тем не менее в России о нем знали меньше, чем в Америке... в далекие-далекие времена.
Такой вот сегодня рассказ, друзья мы подготовили для вас! Пишите в комментариях было ли вам интересно, знали вы о нашем соотечественнике? Будет интересно почитать!
_________________
Подписывайтесь, ставьте лайки, впереди много всего интересного