Была в гостях подруга. Коллега, педагог. Ну и разговаривали, конечно, о школе. Подруга из нее ушла. У нее все хорошо. Работает, зарабатывает, имеет вагон свободного времени, никто не треплет нервы. В общем, довольна собой и жизнью (если вынести, конечно, за скобки то, что мы уже год как учимся выносить). Как всякий ещё не очень свыкшийся с приятными переменами человек, подруга пытается осчастливить других - агитирует, значит.
- В школе, - говорит, - работать нельзя!
- Ага, - говорю, - нельзя. Но ты ведь помнишь, каково это, когда ученики просят не уходить и ты обещаешь, что постараешься доучить их хотя бы до девятого. Не в ущерб собственной совести, не переступая и все такое, но все же постараешься.
- Ой, никто не будет благодарен.
- Как будто ты не знаешь, что дело вовсе не в благодарности.
А в чем? Нет, этот вопрос никто не задает. Вместо этого мы замолкаем на минуту. Задумываемся. Ответа нет.
После того, как подруга ушла из школы, ушла внезапно, резко, потому что все разом свалилось, одно на другое, усталость, конфликты с родителями, личные обстоятельства, срочный отъезд, она несколько месяцев занималась со своими "бывшими" учениками онлайн. Она в частном порядке готовила их к экзаменам... совершенно бесплатно. Потому что взять и вырвать себя из школы сразу и насовсем оказалось невозможным. Потому что обещала довести до девятого. Я ей напоминаю об этом, она тяжело вздыхает.
- И всё-таки, - повторяет она, - в школе работать нельзя.
А почему, собственно? Нет, дело не в удушении идеологией. Какая может быть идеология в школе, если её нет в стране? Школу пытаются, конечно, накачать каким-то там духом. Патриотизм, духовность, скрепы - вот это все. Но в этом же нет никакого содержания. Глупость, абсурдность, лучезарный идиотизм, Егор Крид - хоть ложкой черпай. А содержания нет. И все проваливается. Есть, конечно, опасения, что от бессилия начнут давить угрозами, требовать клятв, лозунгов. Начнут - значит, точно все.
А пока гораздо больше фрустрирует другое. Какой-то общий распад. Который начался, к слову сказать, не год назад. Началось вообще давно. Но годы все было как-то, что ли, ползуче, а потом вдруг ускорилось, понеслось. Когда? Мне кажется после первого дистанта. Пандемия далась школе трудно. Но, если на пике все же был какой-то даже подъем (не у всех, не у всех!), то во вторую и следующие волны стало понятно, что это действительно похоже на конец. Детей, родителей, педагогов бросили в какое-то безвоздушное пространство и сказали: кувыркайтесь, как хотите. А не нравится, то и фиг с вами, никто никого не неволит. И вот все барахтаются, но каждый в этом барахтании сам за себя.
Образование окончательно перестало существовать как система. Вместо образования теперь перечень мероприятий. Какие-то метадпредметные... ускоряющие разрыв связей между науками. Какие-то личностные... направленные на приведение всех к общему знаменателю. Какие-то воспитательные... воспитывающие лишь равнодушие и апатию. И куча всякой ерунды онлайн. Бескрайний океан просто.
И если там, где ответственность возлагают на учителя, родителя, ребенка, ещё можно уклониться, проигнорировать, отказаться от участия в идиотизме, то есть ещё такое, что просто накрывает волной. Вот распоряжение, вот организаторы, проверяющие - и детей снимают с математики ради тестирования по какой-нибудь грамотности. Или на урок биологии приходит, прости Господи, инспектор по ПДД и заводит шарманку на полчаса. И хоть охрипни, по какому, дескать, праву - вот бумага из района, вот перечень мероприятий, вот подпись ответственного, бла, бла, бла.
А ещё переполненность классов, школ, постоянная текучка учителей, смена контингента учащихся, постоянные изменения в программах (включая число учёбных часов), все новые и новые бюрократические ограничения.
Да, уходить нужно. Но всё-таки и хоть каких-то детей попробовать довести. Попытаться.
А куда? Планы? Идеи? Есть. Так себе варианты, не оригинальные, но рабочие. Не мечта, но с возможностью себя сохранить при наступлении полной задницы (ладно, от полной ничего не спасет, но там и рефлексии места не останется - нечем будет). Что за идеи? А потом напишу.