Найти тему
Достойный

Новые рельсы в таёжной глуши

В комментариях здесь, да и в других соцсетях зачастую появляются высказывания, что "В России железных дорог не строят!" Говорят так не только залётные ципсошники, но и граждане РФ, не обременённые любопытством и желанием узнать самостоятельно что-то новое. Придется заполнить этот пробел, причем в самом суровом, во всех смыслах этого слова, варианте.

Строительство Тихоокеанской железной дороги (ТЖД) — проект одной из крупнейших угледобывающих компаний страны — ЭЛСИ, которая по объему добычи и транспортировки входит в топ-3 России. Сейчас компания поставляет уголь заказчикам по собственной ж/д ветке Эльга-Улак. Проект ТЖД начали реализовывать в 2022 году полностью за счет частных инвестиций. По масштабу его уже не раз сравнивали с легендарными стройками БАМа и Транссиба.

Тихоокеанская железная дорога ЭЛСИ начинается от Эльгинского месторождения в Якутии, конечной ее точкой станет собственный морской угольный терминал, который также планируют построить. ТЖД протянется на 531 км, а если учитывать станционные и разъездные пути, то на 626 км. А это уже, для сравнения, как расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга.

ТЖД пройдет по территории Республики Саха (Якутия), где находится Эльгинский угольный разрез, и Хабаровского края до мыса Манорский в Удской губе — заливе Охотского моря. Нетрудно представить, насколько эти края суровы и насколько сложным в техническом плане выходит проект строительства там железной дороги. Укладка путей уже началась в 2022 году и ведется сразу с двух направлений, со стороны месторождения и побережья.

В первую очередь сложности связаны с местным климатом. В регионе короткое прохладное лето и долгая, по-настоящему лютая зима: с конца ноября по начало марта днем бывает до −55 ºC, а по ночам может доходить и до −65 ºC. Почва в таких условиях промерзает глубже 2,5 м.
Другая сложность заключается в отсутствии вокруг какой-либо инфраструктуры:
ближайшие крупные населенные пункты находятся в нескольких сотнях километров от стройки. Доставлять в тайгу материалы, технику и рабочих — задача для настоящих виртуозов логистики. К примеру, на участок со стороны залива строителей доставляют вертолетами. Работают на объекте вахтовым методом, проживая в специально оборудованных мобильных городках. Там для работников созданы комфортные условия, есть отопление, горячее водоснабжение и централизованное питание, но все это тоже непросто привезти и организовать.

Сама Удская губа, где будет расположен порт, не самое уютное место в Тихом океане. Залив известен сильными приливными колебаниями и коротким сезоном навигации: он длится всего шесть месяцев в году. С декабря до самого начала лета прибрежные воды скованы льдами, а осенью часто бушуют шторма. Но в остальное время море довольно спокойное, и, конечно, при проектировании береговых коммуникаций особое внимание обещают уделить безопасности судоходства.
Если сложить вместе все вышеописанные факты, становится понятно, почему этот проект сравнивают с БАМом и называют «стройкой века». При строительстве ТЖД используются технологии и материалы, проверенные временем. К примеру, при возведении мостов будут использованы те же типовые конструкции пролетов, что и при строительстве БАМа.