Найти в Дзене

Как вычислить токсичных сотрудников команды

А вот бывает так: процессы разработки настроены, проект движется, задачи в общем выполняются. Тишь и гладь, только иногда возникает рябь на воде – сбои по каким-то мелочам. То затягивается какая-то задача, то какое-то недовольство то у одного, то у другого сотрудника. Поговоришь с одним, поговоришь с другим – и всё как-то сходится к одной фамилии, постоянно вокруг одного человека разговор вертится. Начинаешь приглядываться к его работе внимательнее – точно, то один косяк, то второй. Надо разбираться. - Михаил, привет. Тут у тебя задача никак не закрывается, в чем проблема? - Ой, да это мы вчера общались на эту тему. Мне не предоставили описание интерфейса, вот сижу и жду, пока доделают. - А вот та задача на прошлой неделе, почему так долго делалась? - А, так я начал её делать, но там мне была непонятна одна вещь во фреймворке, я все пытался связаться с тим-лидом, а он был занят, а я не могу разобраться… И на всё-то у него есть ответ, и везде-то он не виноват. Начинаешь разговаривать с

А вот бывает так: процессы разработки настроены, проект движется, задачи в общем выполняются. Тишь и гладь, только иногда возникает рябь на воде – сбои по каким-то мелочам. То затягивается какая-то задача, то какое-то недовольство то у одного, то у другого сотрудника. Поговоришь с одним, поговоришь с другим – и всё как-то сходится к одной фамилии, постоянно вокруг одного человека разговор вертится. Начинаешь приглядываться к его работе внимательнее – точно, то один косяк, то второй. Надо разбираться.

- Михаил, привет. Тут у тебя задача никак не закрывается, в чем проблема?

- Ой, да это мы вчера общались на эту тему. Мне не предоставили описание интерфейса, вот сижу и жду, пока доделают.

- А вот та задача на прошлой неделе, почему так долго делалась?

- А, так я начал её делать, но там мне была непонятна одна вещь во фреймворке, я все пытался связаться с тим-лидом, а он был занят, а я не могу разобраться…

И на всё-то у него есть ответ, и везде-то он не виноват. Начинаешь разговаривать с теми, с кем он взаимодействовал при решении задач, а люди в один голос говорят: да, были небольшие косяки в документации или описании, ничего идеального в мире нет, но при желании можно было бы разобраться. Делаешь очную ставку – она превращается в обмен обвинениями, иногда даже до крика, обычно заканчивается тем, что оппонент Миши машет рукой и говорит, что у него много работы, ему некогда этим заниматься. Формально Миша победитель в споре, но внутри возникает ощущение, что что-то не так. Для начала пытаешься решить вопрос уговорами – ты приглядись повнимательнее, ведь тим-лид тоже дело говорит. Миша согласно кивает, да, конечно, всенепременно. Первый акт заканчивается, все расходятся.

Но проблемы с Мишей все равно возникают и возникают, никак не останавливаются. И сценарий везде один – задача не сделана, но Миша прав. И вот в какой-то момент ты понимаешь, что люди в команде избегают Мишу и не хотят с ним работать, отказываются все, хотя явно руководству никто не стучит. Хотя как специалист он неплохой, собеседование прошел просто отлично. И вроде бы выгнать надо, но жалко – столько времени и сил потратили на поиски. Но страшновато полагаться на него в критической ситуации, если такие проблемы возникают на ровном месте. И образовавшийся вокруг него вакуум не дает возможности работать – разработка программного обеспечения давно перестала быть индивидуальной работой, это всегда только команда. Но всё равно сомневаешься и оттягиваешь решение.

Последняя капля – косяк Миши перед важным показом заказчику, который обнаруживается в восемь часов вечера накануне. Тимлид в четыре утра завершает переписывание кода, затратив на это шесть часов вместо недели, которую потратил Миша на начальный неработающий вариант, и вырубается на сон. Показ проходит благополучно, но всем понятно, что в команде кризис, и Мишу надо увольнять.

Начинаются разборки, в процессе которых выясняется, что Миша опытный и процедуру конфликтного увольнения проходил не раз, на всякий случай записывает все телефонные разговоры, чтобы предъявить их в трудовой инспекции. И тут ты понимаешь, насколько сильно ты попал - КЗОТ никто не отменял, поэтому приходиться договариваться с этим … нехорошим человеком … по-хорошему. Когда всё завершается, то чувствуешь себя полностью измотанным, как после болезни, но кризис пройден и потихоньку возвращаешься к жизни и рабочим задачам.

Вывод – если вы чувствуете, что что-то не так, оно действительно не так, нужно не ждать, а действовать. Лакмусовая бумажка – нежелание сотрудников в команде работать совместно с токсичным работником. Причем это мнение не одного человека – одному человеку может быть некомфортно с другим, но когда все отказываются массово, это уже диагноз. Не доводите до взрыва, расставайтесь сразу, как диагноз поставлен.

Следите за новостями в telegram-канале t.me/softprofy

Мой курс для профессионалов разработки программного обеспечения: profysoft.ru