Этикет – особый феномен культуры, задача которого – упростить жизнь всем членам общества. Кажется, что освоить многочисленные нормы – задача не из легких, но на самом деле, этикет — весьма энергосберегающее решение: не надо каждый раз думать, что и как делать. Предполагается, что правила этикета усваивают, не рефлексируя над ними. Но обучение тогда эффективней, когда понимаешь, зачем все это. Вот на этот вопрос мы и постарались ответить.
Идентификация своих
Ритуалы и регламенты пронизывают все сферы жизни, в том числе и деловую среду. Принять этикетные нормы — значит, признать себя членом данной социальной группы и подчиниться сложившимся здесь культурным ценностям. Определенная одежда, поведение во время беседы и за столом, приветствие и прощание – все должно говорить о том, что «я свой, я с вами». Деловой этикет позволяет идентифицировать членов группы и обнаружить чужака, не разделяющего ваши ценности.
Но чужак – не всегда плохо для бизнеса. «Незнакомец» несет с собой новые идеи, подходы и проекты, а значит, может представлять интерес для делового сообщества. В этом случае нарушение норм дает возможность выделиться, стать заметным, использовать новизну как повод для коммуникации. Однако результативный слом правил возможен только тогда, когда вы отлично знаете эти правила, а их нарушение – это обдуманная стратегия, а не прихоть, лень или пренебрежение группой.
Деловой этикет позволяет подать сигнал о своем социальном статусе и считать статус других людей. Сложившаяся социальная иерархия все-таки лучше, чем дикое поле с множеством неизвестных. Каждая отдельная группа может иметь свои собственные правила этикета, освоить которые приходится всем вновь прибывшим. Но основа — общие универсальные правила поведения, которые позволяют людям ориентироваться в повторяющихся социокультурных ситуациях. Тем самым этикет предупреждает конфликты в межличностном и деловом общении.
Условие выживания
Правила поведения и ритуалы возникли вместе человеческим обществом. Они помогали людям выжить и не поубивать друг друга. Этикет – более позднее культурно-историческое явление, оно свидетельствует об усложнении отношений даже внутри монолитной группы, например, дворянства или чиновничества. Чем сложнее организованы социальные связи, тем больше возникает норм и их оттенков. В последние десятилетия демократизация затронула все уровни человеческих отношений, повлияла на строгость исполнения неписаных правил. Нам кажется, что водолазка и джинсы Стива Джобса раз и навсегда произвели революцию в дресс-коде. Однако не следует забывать о том, что этикет пластичен, но очень устойчив.
В локальных коллективах этикет может стать инструментом манипуляций и демонстрации власти. Сколько существует историй о сумасбродных руководителях, запрещающих в одежде то одно, то другое! Но ведь нормы призваны упрощать коммуникацию, а не усложнять ее, предупреждать конфликты, а не сеять их. Дресс-код – это, в первую очередь, определенное невербальное сообщение клиенту, партнеру, сослуживцу, а не материализовавшиеся фантазии начальства.
Елизавета Китаева, эксперт по этикету, выпускница Австрийской высшей школы этикета:
— Хотите ли вы повысить стоимость своих услуг? С помощью знаний делового этикета это возможно. Но сначала разберемся, что же входит в это понятие. Паритетность, старшинство, правила составления визитных карточек и ритуал обмена ими, дресс-код, деловые аксессуары, деловые переписка (цифровой этикет), «лифтовая презентация» и многое другое. Остановимся на трех самых важных моментах.
Первое — дресс-код. Безусловно, он зависит от вида вашей деятельности. У работника бьюти-сферы дресс-код будет намного свободнее, нежели у офисного менеджера. Также имеет значение занимаемая должность, ваш статус: business casual, business best, business formal и так далее.
В основе практически любого дресс-кода – выбор материала, из которой сшита одежда. Никакой синтетики и дешевых тканей – отдавайте предпочтение более дорогим и плотным тканям, например, шерсти или хлопка, в зависимости от сезона. Со временем года связан и выбор цвета, это тоже важно: в светлом костюме зимой можно выглядеть глупо. Важны и аксессуары. Для девушек необходимо знать, что всё, что блестит, бренчит и звенит, не относится к деловому стилю. Сумка — как мужская, так и женская — рекомендуется формата А4, чтобы туда легко помещались ноутбук и документы. Сумка должна держать форму, быть каркасной – никаких кросс-боди, сумок, похожих на мешки, и тому подобных вариантов.
Длина юбок и платьев у девушек обязательно должна быть ниже колена, рукава минимум 3/4, никаких полупрозрачных тканей. Всегда укладка или сдержанная причёска, красная помада разрешается. Мужчины же должны обратить внимание на длину носков – не должно быть видно фрагментов головой щиколотки, — а также на их цвет – носки должны быть в цвет брюк, а не туфель, как принято считать.
Второе правило – в деловом этикете пола нет. Да, именно так – никаких женщин и мужчин! В деловом мире существует две валюты: время и деньги. На работе вы, в первую очередь, специалист, а возраст и пол учитываются за пределами офиса. Конечно же, если вы девушка и вам решили помочь донести документы, помогли справиться с верхней одеждой, отодвинули стул – все это допускается, но не может быть обязательным. Не стоит ждать ухаживаний как само собой разумеющееся – это непрофессионально. Соответственно, никакого намёка на сексуальность: жестов флирта, откровенности в одежде.
В деловом мире нет возраста: старший подчиняется младшему, если того требует его положение и статус. Это проявляется в моментах приветствия, обращения и представления, во время делового обеда и рабочих мероприятиях. Кто выше по должности — тому и «лавры». Но всегда бывают нюансы, в том числе и в деловом этикете. Если начальник входит в посещение и проходит мимо столов сотрудников, то он здоровается первым как проходящий мимо.
В мире этикета многое поддаётся логике, но есть нормы, которые следует знать и уметь применять. Я рекомендую изучить эту тему более глубоко, причем важно выбирать качественные источники с достоверными фактами. Интернет кишит неверной информацией, нужно быть осторожными. Помним еще и о том, что нормы делового этикета зависят от страны, в который вы находитесь. Знания и соблюдение норм деловой этикета позволят вам выйти на новый уровень, так как вы повысите свою стоимость в буквальном и переносном смыслах.
Текст: Жанна Михиенко, фото: Freepik, Елизавета Китаева.