Туман был осязаемо плотным. Колёса щупали промозглые колдобины полотна, а штурман хоть и матерился, но исправно предупреждал о каждом изгибе трассы. Горная дорога медленно набирая высоту хаотично петляла, поэтому переговоры в салоне чем-то напоминали посадку самолёта в сложных метеоусловиях.
Фотографией не передать ощущения от поездки. Без «удаления дымки» и наложения контраста две трети фотографий представляли бы из себя бесцветные кадры со смутно угадывающимися очертаниями предметов.
Видео, передаёт ощущения чуть лучше, но и тут камера телефона сильно «привирает» снимая уже с включенным подавлением тумана. Едешь себе со скоростью бодрого пешехода и тут навстречу тебе выныривает это…
…благо скоростной режим позволил быстро среагировать. Но появления стада было полной неожиданностью, хотя во время путешествий по Средней Азии пора бы уже к такому и привыкнуть.
Дорога заняла в несколько раз больше времени. К горно-обогатительному комбинату посёлка Ак-Тюз мы приехали только к вечеру. Солнце садилось через час и оставалось совсем немного времени, разведать обстановку для последующей, полноценной экспедиции.
Хруст снега, скрип двери гравитационного туалета и мерный гул проводов с ближайшей подстанции. От шлагбаума вверх к горе уходила занесённая снегом дорога и можно было подумать, что место, куда мы направляемся полностью необитаемое.
Величественный силуэт ГОК-а показался довольно скоро, но он возвещал лишь о начале маршрута. В советские годы здесь, в посёлке Акт-Тюз работал крупнейший комбинат в СССР по переработке горной руды и редкоземельных металлов. О размахе переработке можно судить по трём монструозным хвостохранилищам, разбросанным вокруг карьера.
Основная добыча на месторождении осуществлялась открытым способом, но по слухам, сохранилось как минимум два портала штолен. Были они «разведочными» или использовались для добычи полезных ископаемых, неизвестно. В эту поездку, требовалось убедиться в наличии и доступности порталов, а разгадывать «загадку дыры» планировалось позже.
Если говорить о планах, то изначально я думал доехать, поднять в воздух квадрокоптер и ограничится беглой аэрофотосъёмкой местности, но погода решила иначе. Пришлось по старинке, тропить сквозь снежную целину вверх по склону.
Пейзаж сливался в сплошную белёсую дымку, а сквозь неё едва проступали очертания скал и деревьев. Особый шарм в этом есть, но вспоминая о дороге обратно, хотелось чтобы туман поскорее рассосался.
Пока одни прагматично тропят по изгибам дороги...
...кто-то пытается сократить, карабкаясь вдоль серых стен комбината.
Тактика выматывающая, но перед вершиной пришлось к ней прибегнуть, так как невидимое солнце клонилось к закату и времени оставалось всё меньше.
Наконец-то «крыша» комбината. Добрались. Несмотря на то что комбинат выглядел определённо заброшенным, все входы и лазейки внутрь были надёжно закрыты, а за массивными стальными воротами, слышались человеческие голоса. Не знаю, как долго длится смена на предприятии, но судя по снегу из него никто не выходил последние пару дней.
А вот и портал… К сожалению, затопленный от входа, но углубляться в недра системы не планировалось, главное, что проход был открыт и луч фонаря терялся где-то вдалеке тоннеля.
Задача выполнена, оставалось сделать несколько панорамных кадров «на память» и можно было двигаться обратно.
К тому моменту, вняв нашим желаниям, погода начала налаживаться и туман рассеялся, обнажая величественную горную панораму.
Красивое место… Недаром тут появилась горнолыжная база, огоньки которой совсем скоро зажгутся на противоположном склоне.
На этом всё, спасибо за внимание! Надеюсь, когда-нибудь на нашем канале появится репортаж про историю посёлка, комбината и его горных недр, а пока будет достаточно и этого небольшого приключения…
Спасибо за внимание! Благодарим настоящих и будущих подписчиков нашего канала за то, что остаётесь с нами в это сложное время. Также будем рады видеть вас на нашем Telegram канале (там работают теги).