Найти тему
Петр Власов

Счастливая «Пятница, 13-е»...

Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

ВЫНУЖДЕННОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ для "излишне грамотных" критиканов, бросившихся толпой обвинять автора канала "в незнании примет". "Справедливо" указывая, что "на самом деле" моряки боялись не "пятницы 13", а "понедельника 13", они посмеиваются надо мной, будто я "слишком пересмотрел ужастиков". Но этим они показывают собственную неграмотность. "Понедельник 13" - это поверье было распространено в российском флоте. А на Западе всегда была "пятница 13" - у нас с ними разница не только в том, с какого плеча начинать креститься надо, но и во многих приметах. Вот с этой средневековой европейской приметы и пошли впоследствии "киноужастики"...

В старину, во времена повальных суеверий, моряки не выходили в море, если пятница совпадала с 13-м числом месяца: считалось, что этот день приносит несчастье, и корабль наверняка погибнет в море. Это поверье сохраняется до сих пор - во многом благодаря голливудским «киноужастикам» серии «Пятница 13-е», где из фильма в фильм таинственные злодеи потрошат глупцов, отважившихся в роковой день отправиться в путешествие.

Однако, оказывается, что суеверие «Пятница 13-е» может быть и счастливым талисманом. Это было доказано в годы 2-й мировой войны британскими летчиками 158-й эскадрильи. 158-я эскадрилья воевала на тяжелых четырехмоторных бомбардировщиках Хедли Пейдж «Галифакс», которые регулярно совершали дальние ночные налеты на Германию, разрушая ее промышленный потенциал. В английской авиации существовало правило: маркировать самолеты всего подразделения одинаковыми литерами; для 158-й эскадрильи это были литеры «NP». А внутри эскадрильи каждый самолет маркировался отдельной буквой (по алфавиту – от «А» до Z»), указывавшей место самолета в строю. Если же какой-либо самолет погибал, заменившую его машину маркировали той же литерой, чтобы не нарушать порядок.

Но вот незадача: в 158-й эскадрилье появилась «невезучая» литера – «F». Бомбардировщики, маркировавшиеся этой буквой, погибали один за другим. Семь (!) «Галифаксов» с бортовой маркировкой «NP-F» были сбиты, сгорели в воздухе или взорвались вместе с экипажами. Поэтому появление в эскадрилье новенькой машины, на борту которой опять рисовалась литера «F», вызывала у летчиков ужас – назначенный на нее экипаж был обречен!

В марте 1944 года в 158-ю эскадрилью был прислан с завода восьмой «Галифакс», на борт которого опять нанесли смертоносную букву «F». Его появление спровоцировало среди летчиков настоящий бунт: несмотря на угрозу трибунала назначенный на этот самолет экипаж отказывался занимать свои места в бомбардировщике даже для тренировок, не то, что отправиться на боевое задание. Все говорили, что самолет проклят уже только потому, что маркирован «дьявольской» литерой. Единственный, кто считал этот предрассудок ерундой, был командир машины, первый пилот Клифф Смит. Он-то и решил, что «клин клином вышибают». Заявив, что «дьявольское проклятие» снимается «дьявольской символикой», Смит написал на носу самолета «жуткое» название: «Fridey the 13th» («Пятница, 13-е»). Затем он размалевал нос изображением черепа со скрещенными костями и косой смерти, а «на счастье» изобразил рядом и подкову. В довершение на нижнем люке, через который экипаж садился в машину, Смит нарисовал огромный парашют – символ спасения. Это художество несколько снизило напряжение летчиков; даже второй пилот Джо Хичмен, назначенный против его воли на «F» из другого, «счастливого» экипажа, решился сесть за штурвал «прОклятого» бомбардировщика.

Носовая «картинная галерея» «Пятницы, 13-е»
Носовая «картинная галерея» «Пятницы, 13-е»

И 30 марта 1944 года «Пятница, 13-е» отправилась в свой первый боевой вылет – в рейд на Нюрнберг, имевший мощную противовоздушную оборону. В состав экипажа входили: 1-й пилот Клифф Смит, 2-й пилот Джо Хичмен, штурман Гарольд Кинг, бомбардир Кейт Смит, бортинженер Род Кири и бортстрелки Эрик Кинг, Рон Кларксон и Стен Хердекр. Рейд на Нюрнберг был не просто тяжелым, он был кровавым. Ночь 30 марта 1944 года стала настоящей катастрофой для англичан: из 795 «Галифаксов» и «Ланкастеров», участвовавших в налете, было сбито 94 и поврежден 71 самолет! 158-я эскадрилья потеряла 7 бомбардировщиков. А «Пятница, 13-е» в этой «мясорубке» не получила ни одной пробоины! Отбомбившись по цели, она благополучно вернулась домой. Джо Хичмен не знал, плакать или радоваться: «дьявольский» самолет спас ему жизнь – «Галифакс», на котором он летал до этого рейда, погиб со всем экипажем…

Экипаж «Пятницы, 13-е» после очередного боевого вылета
Экипаж «Пятницы, 13-е» после очередного боевого вылета

После этого рейда Смит нарисовал на своем «мистическом» самолете первую бомбу – символ удачного рейда. Вскоре количество нарисованных бомб стало увеличиваться – «прОклятый» бомбардировщик совершал один удачный рейд за другим. И вновь, несмотря на ураганный зенитный огонь и атаки немецких истребителей – без единой пробоины! Теперь уже весь экипаж радовался, что служит на счастливой «Пятнице, 13-е» - летчики чувствовали себя заговоренными и верили, что доживут до конца войны. До мая 1945 года «Пятница, 13-е» совершила 128 боевых миссий – больше, чем любой другой «Галифакс» британской авиации. Нос самолета был буквально усыпан изображениями бомб: желтые бомбы означали ночные рейды, белые – рейды дневные, еще более опасные для тяжелой неповоротливой машины. При этом «Пятница» не только не была сбита, но и ни разу не имела серьезных повреждений.

Хейдли Пейдж «Галифакс» «Пятница, 13-е» во всей красе…
Хейдли Пейдж «Галифакс» «Пятница, 13-е» во всей красе…

«Клин клином» сработал: все члены экипажа невредимыми дошли до конца войны. По завершении боевых действий заслуженного «ветерана» даже выставили на всеобщее обозрение в Лондоне – в рамках празднования Победы. А потом – бесцеремонно списали и отправили в лом: «Галифаксы» считались устаревшими уже к середине войны, и командование ВВС не собиралось содержать «этот хлам» после того, как нужда в нем отпала…

Прощальный снимок: полный состав 158-й эскадрильи на фоне самого счастливого самолета
Прощальный снимок: полный состав 158-й эскадрильи на фоне самого счастливого самолета

Однако память о необычном самолете осталась. Уже в этом веке в Йоркширском музее авиации создали точную копию «Пятницы, 13-е», которая сегодня демонстрируется многочисленным туристам и напоминает о героизме рядовых летчиков - простых тружеников войны, рисковавших своими жизнями ради победы…

Точная копия «Пятницы, 13-е» демонстрируется сегодня в Йоркширском музее авиации
Точная копия «Пятницы, 13-е» демонстрируется сегодня в Йоркширском музее авиации

Литература:

Lake J. Halifax Squadrons of Word War 2. Osprey Publishing, No 14.

Scutts J. Halifax in action. Squadron Signal Publication, 1984.

Halifax_Aeroplane Icons. Kelsey Publishing Group, 2013.

Фото и часть инфы взяты здесь:

http://www.dailymail.co.uk/news/article-2592814/Lu...lebrates-70th-anniversary.html

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.