В предыдущей статье, я рассказал, почему контрольные работы сейчас - бесполезны, и не оказывают реального влияния на итоговую оценку ученика по предмету. Причина бесполезности — полугодовые и четвертные оценки, которые выставляются по принципу «среднее арифметическое». Не утверждаю, что такая ситуация во всех школах и по всем предметам, говорю лишь с позиции своего опыта преподавания.
И быть бы такой ситуации и дальше, но тут пришел 2020 год. Школы в моём регионе массово перешли на электронный журнал. В разных регионах это может быть разная платформа, в Крыму это — ЭлЖур. В ЭлЖуре есть простая и элегантная функция, позволяющая сделать оценку за контрольную, в буквальном смысле, более весомой.
Как это работает?
Я, к примеру, веду информатику, и у меня есть набор типичных работ, требующих оценки. Практическая работа, ДЗ, тетрадь, контрольная. Для старших классов есть еще оценка за проект.
Вносим все эти типы работ, и назначаем им вес. К примеру, раз контрольная работа должна быть более весомой, то, ей можно задать вес, к примеру, «3», а остальным видам работ - «1»
А теперь представим, что ученик имеет в четверти две «пятёрки» за практические работы, и одну «тройку» за контрольную работу. При обычном «среднеарифметическом» подходе, у нас был бы вот такой средний бал:
Но, если оценка за контрольную работу будет иметь вес «3», картина будет совершенно другая:
Да, в моём примере, и 4.3 и 3.8 будут округлены до «4» в четверти (если в школе не утверждены особые правила выставления четвертных оценок). Такой вариант, где каждый вид работы имеет свой коэффициент веса называется «средневзвешенным», и, как по мне он более справедлив.
Но это мне. Некоторым, вот, так не кажется:
Можете почитать всю статью по ссылке. Но если вкратце — школа ввела «вес оценок», и немного перестаралась с коэффициентами — к примеру, контрольной работе был присвоен вес «9», самостоятельным и практическим работам - «3» и «2». Я уже рассказывал, что зачастую контрольная работа выполняется учениками на 1 балл ниже. Прибавьте к этому множитель равный «9» - и 4.5 средних балла до контрольной, по всем правилам округляющиеся в ровные пять баллов, после контрольной могут резко превратиться в не менее ровную тройку. Про судьбу закоренелых «троечников» я вообще промолчу.
Естественно, такая ситуация вызвала вой недовольных детей и их родителей. Этот вой был услышан сверху, что радует. А вот что не радует, так это принятые меры.
Думаете, выпустили приказ с утверждением единого веса оценок для каждого предмета по отдельности? Нет. Как говорится, "это не наш метод, Шурик".
На следующий учебный год школы получили приказ отказаться от средневзвешенной системы оценивания. Не буду говорить прямо за все школы Крыма, но в моём районе — точно все.
В общем, ставим оценки по старинке — пытаемся угадать, на какую оценку ученик напишет контрольную🤦♀️
А удобный инструмент, чтобы не заниматься этой ерундой, и каждый урок оценивать максимально объективно — официально запрещён. Победа над здравым смыслом в очередной раз достигнута.
Так и живём.